Майя Ланцынова: Философ из Сарпы
Майя Ланцынова: Философ из Сарпы (Республика Калмыкия)
В Сарпе нынче населения – всего 831 человек. По словам ахлачи Н. Санджиева, в начале девяностых проживали около 1200 человек. Земли Сарпы, посёлка в Кетченеровском районе, граничат с Юстинским, Октябрьским, Яшкульским районами.
Созданный в 1928 году (стараниями уважаемого Андран Манджи) в составе Приозерного района совхоз дважды менял свое «гражданство» — в 1961 году его передали юстинцам, а через тридцать лет Сарпа вернулась к кетченеровцам.
Так захотели местные старики. Был сход, на котором в ход шли всякие аргументы, даже такие: «Утром рано едешь в райцентр Цаган Аман, солнце в глаза бьет. Вечером назад возвращаешься, опять солнце в глаза!» хотя большой разницы, в общем- то, нет – что Юстинский, что Кетченеровский, все одинаково, особенно по нынешним временам.
А в советские времена жили сарпинцы зажиточно, и совхоз в семидесятые годы стал давать миллионы полновесных советских рублей прибыли в год. На 60 животноводческих стоянках держали свыше 70 тысяч овец. Большой силой, сказал ахлачи, были чабаны – золотой фонд, плюс четыре бригады по заготовке кормов. Однако от тех миллионов не обломились посёлку ни типовая школа, ни клуб. Жалко.
С конца восьмидесятых совхоз начал хиреть, и последующие десять лет сельчане провели с ощущением кризиса – как выкинули из жизни. Правда, года два назад дела стали как будто выправляться – директором стал Михаил Мутулов, крепкий хозяйственник, из местных. Задумки у него хорошие – перевести овцеводство в хозяйстве на племенные «рельсы». Вот, собственно, и вся производственная интрига вкратце.
Люди в Сарпе живут очень интересные в буквальном смысле слова. В Сарпе, в отличии от многих других мест Калмыкии, чуть не в первозданном виде сохранились традиции почитания старших. Это не удивительно – ведь старики в Сарпе с достоинством, сами малопьющие или совсем не пьющие, они могут молодёжи указать, как себя вести, и молодёжь, и люди среднего возраста к ним прислушиваются.
У многих сарпинцев и в наши времена хорошие личные хозяйства. Те, кто в девяностые уехал в Элисту, и там не бедствуют. Развита взаимопомощь: намечая свадьбу, даже самая бедная семья не беспокоится о средствах, ведь положено у калмыков в таких случаях помощь – «дем» — оказывают не только родственники, а почти все, кто живёт в селе.
ХОШУТСКИЙ край. Сарпинцы и не помнят времён, когда их было много – всего 14, а по иным сведениям 19, родов славного племени хошеутов сосредоточены в Сарпе в Октябрьской МЖС (часть проживает в Алцынхуте) и в маленьком посёлке Шорв – единственной ферме из трёх, выжившей в девяностые. А в Алтн-Булг остались семь семей, а Шорвин Кец – семья пенсионера Гаврила Босхомджиевича Мишкеева, который держит вместе с двумя сыновьями крепкое хозяйство. Хозяйничать хошеуты могут, а характер имеют весьма независимый и самостоятельный.
Хотя именно здесь я встретила такое количество романтиков чистой воды, что обо всех и не рассказать в одной статье.
Двадцать два года преподает в местной школе Евгения Яхимович, коренная москвичка. В Калмыкию в первый раз приехала в конце шестидесятых годов вместе с друзьями, учеными из МГУ, доказывавшими, что нельзя в Калмыкии возделывать рис.
Весенняя степь, тюльпаны поразили её своей красотой, и добилась Евгения Анатольевна перевода в Калмыкию. Люди здесь, по мнению Евгении Яхимович, хорошие, не прагматичные, духовные, дети талантливые, доверчивые.
Сын вырос в Сарпе, сейчас учится в Москве, крестиками отмечает дни, которые провел вне родных степей. Евгения Анатольевна уже много лет лепит с детьми глиняные игрушки, естественно, на общественных началах. Недавно сломалась муфельная печка, стала обжигать поделки в домашней печи, но это не дело – обжиг получается неравномерный.
Она – идеалист, себя считает инфантильным человеком, потому что для неё материальное ничего не значит.
Зарплату не дают – не проблема, в магазине всегда отпустят продукты под запись. Мясо иногда выдают, да и в гости можно к друзьям сходить. В Москве остались друзья юности, в приятельницах, например, Л. Петрушевская и не менее знаменитая Е. Романова.
Директор совхоза рассказ мне о сарпинце, которого зовут Чан Нарит. Родом он из Кампучии, «вслед за калмычкою» Майей приехал сюда из Питера, где он учился. Живет в посёлке лет десять, трое детей, работает в местной школе.
Живёт в Сарпе Артур Горяев, талантливый музыкант. В 70-е годы создал ансамбль, который долгое время был центром культурной жизни села.
А зазвал меня в Сарпу художник Бадма Утнасунов. Свое призвание Бадма нашел не сразу: учился по году то в КГУ, то на актёра в «Щепке» у В.Соломина, а потом пришло озарение, и отправился Бадма в Рязянь, в художественное училище.
Он – ищущий художник и гостеприимный человек, и жена Надя ему под стать. То целый театр из Элисты находит у них ночлег в распутицу, то заезжий голландец играет во дворе взапуски с маленьким ещё их сынишкой Джахой, а в преддверии Зула встречал он нас – своего друга скульптора Степана Ботиева, меня и редакционного водителя Санала.
Бадма звал в Сарпу, чтобы познакомить с уникальным человеком.
В Сарпе, вернее, в посёлке Шорв, в семи километрах отсюда, живёт 48–летний Юрий Нурдаев. После окончания школы работал в животноводстве, служил в армии, с 1973 года снова на стоянке, а с 1976 года стал механизатором. Сейчас работает трактористом, слесарем, выполняет, как он сам выразился, «оформительские работы юридического плана», исполняет функции администратора, бухгалтера, в общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец в хозяйстве своего друга Николая Онкорова.
Беседа наша длилась около четырех часов, по прошествии которых я поняла, что более интересного человека за всю журналистскую жизнь и не встречала. Устная речь Юрия Ангаевича поражает своей правильностью, старомодностью, учтивостью, даже витиеватостью.
Расшифровывая диктофонную запись, пришла к выводу, что она идентична письменной речи.
— …Раньше увлекался филологией, историей. Психология является одним из любимых направлений моих размышлений. Всегда интуитивно чувствовал, что я оторван в каком- то смысле от реальной жизни, поэтому такие науки, как химия, биология, физика, математика, несколько слабее поддавались мне в процессе самообразования, который продолжается и по сей день. Также интуиция подсказывала мне, что я в чем-то ущербен, закомплексован, имею крупные недостатки. Когда оказалось, что мне всегда не хватало рационализма, приземленности, захотелось быть поближе к земле, и я освоил на уровне инженера устройство тракторов, сельхозмашин, автомобилей. Заочно в 1985 году закончил факультет сельского хозяйства и агрономии КГУ. Выбрал специальность наиболее практичную из имевшихся в наличии.
— Интересно, каким был круг вашего чтения в молодости?
— Предпочтения никому и ничему не отдавал. Казалось интересным все, что говорилось и писалось о нашем народе. Читал запоем выпуски КНИИЯЛИ 60-70-х годов. Все, что касалось языкознания, алтаистики, фольклористики, джангароведения, лингвистики, интересовало. Затем все это отошло на второй план.
— Что сейчас изучаете?
— В 1988 году впервые начал интересоваться астрологией, в 1989 году — оккультизмом. Вскоре все неземное оказалось в поле моего внимания. Сейчас единственное хобби – эзотерика, в частности, магия, и все виды астрологии. Занимаюсь психологией, медициной, всевозможными видами прогностических дисциплин, сравнительным религиоведением, народным целительством, а также телекинезом, экстрасенсорикой.
— Психокинезом не занимаетесь?
— Ещё не дошел до этого уровня, но интересуюсь дианетикой, кинезиологией.
— Сегодня большая редкость – такая правильная литературная речь, как у вас.
— Лестно слышать, хотя особыми итогами своей жизни я похвастаться не могу. А в социальной иерархии, наоборот, стою на низкой ступени.
— А если мы забудем о существовании такого деления?
— Тогда без лишней скромности могу сказать, что прочитанного и усвоенного материала хватает, чтобы иметь представление о таких вещах, как дух, душа, аура, божественность, о таких выражениях, как «в начале было Слово», «…и сказал Бог». Для меня эти понятия материализованы, наполнены смыслом. Я бываю счастлив, когда держу в руках полезные для меня книги. Стараюсь творчески переработать прочитанное, передать кому-то отдельной фразой в качестве совета. Иногда бывают неблагодарны, грубо меня прерывают. Мир-то груб, а я противоречу ему, находясь во власти иллюзий. Хотя, мне кажется, люди ко мне настолько привыкли, что в моё отсутствие им чего-то не будет хватать… Должен заметить, что по структурному гороскопу я отношусь к психотипу людей, которые являются ортодоксами, то есть способными в нужный момент идти прямо, как танк, или же проявлять дипломатичность и двойственность, а в нужный момент опираться только на свои чувства. В марксистском сознании ортодоксальность означает твердолобость, отсутствие всяких нюансов, но в астропсихологии ортодоксы – основная движущая сила, позвоночный столб астропсихологии.
— Почему, Юрий Ангаевич, вы не выбрали профессию, отвечающую вашим духовным, творческим исканиям?
-Не знаю. Где родился, там и пригодился. Никуда не хотел уезжать и сейчас не желаю. Мучениями на сей счет себя не утруждал. Всё сложилось естественно. Поступали предложения, но я деликатно отказывался.
— Чем вас привлекает астрология, магия, оккультизм?
— Наши предки прекрасно были осведомлены о существовании ещё не открытых наукой планет(Уран, Нептун и др.). калмыки, по видимому, опирались на богатство буддийской астрологии, ведь шаманизм не мог владеть столь широкими возможностями, хотя астрология является разновидностью шаманизма. В рамках общей тенденции к единству всех эзотерических дисциплин и религий обнаруживаются всё новые и новые факты, доказывающие, что мир подчиняется одному единственному закону, что есть один Бог. И это приятно осознавать.
…Оккультизм – более широкое понятие, чем религия. Чтобы понять природу оккультизма, нужно привлечь такую дисциплину, как сравнительное религиоведение, так как магия является более крупной познавательной сферой, чем религия. Религия является частным случаем магии.
— Юрий Ангаевич, а вы можете составить гороскоп будущего Калмыкии на ближайший год?
— Мы в чем-то уникальный народ. Нас мало, культура и религия у нас другие, язык тоже не сходится с окружающими нас языками, тем не менее, мы достойно представляем цельную часть цивилизации. Если бы мы всем обществом могли показывать с лучшей стороны, душа переполнялась бы гордостью за нас. Активная часть народа составляет не более пяти процентов, остальные пока живут пассивно, некоторые отрицательно заряжены. Тем не менее, поводом для уныния наша современная действительность не является. Я не вижу коренных несчастий, могущих привести к апокалипсису, вымиранию.
Есть только то, что умещается в понятие «карма». Карма бывает у отдельного человека как следствие его прошлых жизней и уже прошедшего в настоящем. Есть карма села, района, республики. У калмыцкого народа есть, чем гордиться, есть, за что краснеть. Поэтому мы все получаем сполна. За рубежом тысячелетий, согласно христианской вере, должен появиться мессия… Один из характерных признаков нашего времени – кармические долги должны платить все. Ничто, однако, не говорит о грозящей нам гибели. Падение нравов, отказ от своего языка, переключение на другие платформы – все это временно.
Обычно астрология стран, так называемая мундиальная астрология, днем рождения того или иного государства считает дату провозглашения независимости или принятие новой Конституции.
— То есть люди, в частности, политики, считая, что именно они определяют дату принятия основополагающих документов или решений, на самом деле ошибаются?
— Да. На самом деле Бог их подгонит под тот день, который был назначен им. Возьмём дату 9 ноября 1917 года – юридический день рождения Советской России. Солнце и Плутон находились в таком положении, когда государству была обещана краткая жизнь. В 1974 году американские астрологи вычислили точную дату гибели Советской власти. Они получили число 12 июня 1991 года. А 12 июня 1991 года Солнце и Плутон снова оказались в таком же положении.
Естественно, мы, будучи людьми очень рациональными, не придали этому никакого значения…
Западная астрология не может высказаться в одном-двух словах, но она выдаёт конкретные результаты. А восточная гораздо проще, она опирается на 26 категорий, философско-религиозных и других, в которых обязательно присутствует как часть определения слово «философия».
Будущее Калмыкии… Соревноваться с Богом, заглядывая вперёд, нельзя. Нужно существовать в рамках своей кармической программы, которую ты должен исполнить, придя в этот мир именно в данной реинкарнации. Бог тебе разрешил только одно – выбрать дорогу между добром и злом, то есть увеличить свою отрицательную карму или уменьшить её до нуля. Согласно буддизму, это право даётся только человеку и даже не божествам второй и третьей степени, так называемым эманациям божеств. Только человек имеет шанс преодолеть свою кармическую программу, очиститься и вернуться к состоянию бодхисатвы. Таковыми нас создал Бог. Но так как магнитные бури и прочие дьявольские силы способствуют развращению, человек, пользуясь превратным своим умом, выбирает то, что ощутимо – деньги, материальный мир.
… Зул начался, поэтому нужно, в первую очередь, произносить йорялы, которые смягчают все ожидаемые отрицательные события. В этом смысл йорялов.
У Калмыкии плохого много не будет, и вот почему. Как бы ни относились к этому факту – с верой или без, но воздвигнута в Элисте Ступа Махакалы – гневного бодхисатвы, защитника буддийской чистоты мышления и подходов, одновременно выполняющего роль оруженосца. Тибетцы его так и называют: большой чёрный воин. Одно это позволяет нам продолжительное время избегать всяких катаклизмов. Ступы, в отличие от фундаментальных религиозных сутр, имеют практическое прикладное значение – помогать в жизненных ситуациях.
Благополучие людей будет зависеть от степени восприятия божественного в самом себе. Если человек способен к злословию, зависти, воровству, например, зарится на чужой скот, соответственно, с однозначным результатом – правда, с переменным успехом, — он придёт к краху. Поэтому гадания не всегда уместны.
ГОТОВЯ к публикации нашу беседу, была вынуждена отказаться от многих тем, которых мы коснулись в разговоре,- о магических операциях, о несуразицах в буддийском лунном календаре, о том, что происходит в десятой сфере творения Бога и т.д. Например, Юрий Ангаевич высказал свое мнение о журналистике: «Люди, причастные к этой профессии, должны быть идеальны с точки зрения изящной словесности, логики, интуиции, ментальности, вербальности и т.д. Журналист, с любовью и уважением относящийся к своей профессии, обязательно придёт к такой мысли: насколько сложен человек как микрокосм, и как взаимно общаются эти микрокосмы между собой и макрокосмом – природой… Поняв это, намного легче становится объемно рассматривать жизненный процесс во Вселенной, а также жизнь одной песчинки…». Мне, право, было неловко слушать его.
Юрий Ангаевич, «песчинка», затерянная в калмыцких степях, считает себя прежде свего россиянином, лишь потом – гражданином Калмыкии и жителем родной Сарпы.
Прекрасными мне показались его рассуждения о калмыцкой поэзии и прозе. Аргументируя ту или иную свою точку зрения, он наизусть цитировал абзацы романов, повестей Б.Дорджиева, Константина Эрендженова, Тимофея Бембеева, которых считает хорошими писателями, читал философские стихи Давида Кугультинова.
Очень хорошо он знает бурятскую и монгольскую литературу. С любовью хранит в памяти редкие калмыцкие слова и понятия. Например, он нигде, кроме как в своем селе не встречал слово «шаһлзур». Означает это – «мелкие лужи, глубиной с палец, образующиеся во время кратковременного дождя».
У читателя может сложиться впечатление, что Юрий Ангаевич рад поговорить с каждым, кто к нему приедет. Мягко говоря, это не так. Мне же повезло, потому что его друг, Николай Онкоров, к которому мы приехали поздно вечером в поисках Нурдаева, ночью съездил на далёкую стоянку в степи, чтобы к утру привезти его в посёлок для беседы с журналистом.
Николай согласился мне помочь потому, что об этом его попросил сарпинец Бадма Утнасунов. Как потом выяснилось, и директор совхоза «Сарпа» Михаил Мутулов тоже считает своим долгом оберегать Ю. Нурдаева от досужего любопытства случайных людей.
Любимое занятие философа из Сарпы, по совместительству животновода и механизатора, — читать и размышлять. Может быть и над тем, зачем однажды в Сарпу приезжал Вольф Мессинг.
Майя Ланцынова, Элиста
«Известия Калмыкии» 5 января 2001 года.
(Встреча состоялась 19 декабря 2000 года)