Министр энергетики, нефти и газа Калмыкии Борис Чедыров дал интервью
4 сентября отмечается День работников нефтяной и газовой промышленности. В преддверии профессионального праздника министр энергетики, нефти и газа Республики Калмыкия Борис Чедыров дал интервью «Известиям Калмыкии»
— Отрасль находится в стадии становления. Месторождения, которые сейчас эксплуатируются, в основном были разведаны и обустроены в советское время. Но с развалом СССР отрасль хронически недофинансировалась, особенно в части геологии.
Самая большая проблема — прирост запасов полезных ископаемых. В республике эта работа велась собственными силами, а у нас были достаточно скромные возможности.
Можно сказать, что активно процесс возрождения отрасли начался два с половиной года назад. С тех пор, как Президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов взял под личный контроль ее развитие как стратегической основы экономики республики. Благодаря высокому авторитету Кирсана Николаевича Илюмжинова в российских властных структурах и бизнес-кругах, а также известности среди топ-менеджеров крупных международных компаний к нему обращаются инвесторы и предлагают совместные проекты. Именно в нем они видят гаранта своих инвестиций. Так что нашему министерству после такого импульса со стороны Президента в последующем легко работать.
Наше министерство было образовано в январе 2003 года. Тогда оно называлось Министерством развития топливно-энергетического комплекса. Ставилась задача — определить текущее состояние разработок, направления развития отрасли на перспективу и целенаправленно ее выполнять. Одним из приоритетов изначально была инфраструктура отрасли. И первым серьезным успехом здесь стало подписание соглашения с ЗАО «КТК-Р» о возможности приема калмыцкой нефти в систему магистральных нефтепроводов. Тем самым мы заложили основу для промышленной разработки нефти. На сегодняшний день у нас есть возможность практически всю текущую добычу, это 316 тысяч тонн, на 100% закачивать в экспортную трубу. Это дает нам возможность значительно увеличить налогооблагаемую базу и соответственно доходную часть бюджета.
Согласно последним геологическим изысканиям, мы имеем довольно значимый запас нефти и газа. Под этот прогноз Управлением по недропользованию Республики Калмыкия была разработана программа лицензирования, и в прошлом году практически 80% территории было залицензировано. Уже второй год идет ее активное геологическое освоение.
Первыми за дело взялись ООО «Югнефтегаз», учредителем которого является нефтегазовая компания «ИТЕРА», и Калмыцкая нефтегазовая компания. Их вклад трудно переоценить, ведь они были пионерами, пошли практически на стопроцентные риски, из-за этого у них поначалу были сбои. По своему строению недра Республики Калмыкия достаточно сложно осваиваемые, бурить приходится на большую глубину — шесть с половиной километров. Обходится это очень дорого: стоимость скважины может быть и 20 миллионов долларов.
Именно поэтому, выбирая инвесторов, мы отдавали приоритет крупным концернам с собственным геологическим бюджетом или государственным компаниям. В их числе и компания «ИТЕРА» — один из лидеров газового рынка, в последние два года она активно работает и в нефтяном секторе. Руководство компании Итера серьезно подходит к построению своего бизнеса. Она не занимается перепродажей, спекуляциями на рынке, а является именно производственной компанией с полным циклом.
Буквально на днях итеровская «дочка» — «Югнефтегаз» приступает к бурению глубокой скважины в Приютненском районе. Там выявлен массив в несколько десятков миллионов тонн, все это нужно подтверждать бурением. Привлекли лучших специалистов по буровым установкам из американской международной компании «Смит». Дай бог, чтобы был удачный результат — в случае открытия богатого месторождения Республика Калмыкия сможет значительно пополнить бюджет.
Изначальная установка Президента, правительства Республики Калмыкия – максимальное использование местных кадров. Это озвучено как официальная политика и доведено до каждого недропользователя.
В этом плане компания «ИТЕРА» – показательный пример. Она кардинально перестроила свою кадровую политику, отдав предпочтение местным специалистам. Только когда в Республике Калмыкия невозможно найти специалистов — таких, какие привлечены к бурению глубокой скважины в Приютненском районе Республики Калмыкия, прибегают к услугам со стороны.
Кроме того, в Республике Калмыкия нет собственной компании, которая бы занималась сейсморазведкой, поэтому инвесторы вынуждены обращаться к другим. Хотя в планах стоит создание такой компании, с учетом предстоящего огромного объема работы.
По-прежнему качает «Калмнефть» — порядка ста тысяч тонн в год добывает. Хотя на сегодня это проблемное предприятие, имеющее большую налоговую задолженность, и там идет процесс оздоровления. Мы в эти дела не вмешиваемся, так как они касаются судебных органов.
Далее компания «Калмпетрол», которая была создана с нуля. У нее добыча составляет около 40 тысяч тонн, исправно платит все налоги. Компания поставляет нефть на экспорт, в основном направления поставок — черноморские порты, откуда через систему «Транснефти» она реализуется на внутреннем рынке. Как только будет достроен Улан-хольский нефтеперегонный пункт (открытие его планируется к первому октября) можно будет существенно экономить на транспортировке.
В целом 300 тысяч тонн нефти в год мы пока подтверждаем, а вообще прирост добычи возможен до двух миллионов тонн — после расширения КТК-Р. Потенциал роста нам ясно виден. Нужно работать с месторождениями, ремонтировать скважины, проводить дополнительные геологические изучения. Предприятия нуждаются в техническом переоснащении. В настоящее время на 14 предприятиях отрасли работают 2121 человек.
«Калмнедра» однозначно должны остаться за республикой. Нам нужно такое геологическое предприятие, у нас запланирован большой объем геологоразведочных работ.
Способы разрешения конфликта предпринимаются разные, в том числе и подача судебных исков. Вопрос решается и на уровне федерального центра. Президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов обратился за помощью к руководству ЮФО и в правительство РФ. Эти обращения нашли отклик и понимание.
Кроме того, подключились депутат Госдумы Геннадий Кулик и сенатор Левон Чахмахчян. Надежда на благоприятный исход есть. По-другому мы разрешение этой проблемы и не видим. Потому что считаем: ликвидация ДГП «Калмнедра» не имеет ни экономического обоснования, ни тем более не преследует государственного интереса. Это просто попытка со стороны иногородних бизнесменов захватить предприятие. Мы сделаем все, чтобы его отстоять.
Мы заключили договоры с Управлением по недропользованию об обмене информацией и взаимодействии, с федеральным органом Росприроднадзор мы уже год активно взаимодействуем — участвуем в проведении аукционов, в процессе согласования перечня объектов лицензирования.
Одним из последовательных решений была передача проведения аукционов по продаже мелких, нестратегических месторождений на региональный уровень. Мы это приветствуем. Абсолютно закономерный и правильный процесс, потому что регионам, конечно же, виднее ситуация на местах.
Впрочем, процесс передачи полномочий не проходит гладко. В некоторых вопросах есть расхождение интересов региона и федерального центра. Стараемся находить компромиссные решения — это задача нашего министерства. Я являюсь представителем Республики Калмыкия в федеральной комиссии по недропользованию.
Конечная цель всей этой работы — максимальное вовлечение в оборот недр Республики Калмыкия, помощь потенциальным инвесторам, потенциальным недропользователям в быстрейшем освоении недр.
Немаловажное значение тут имеет законодательное обеспечение. Мы подготовили ряд законопроектов, в том числе уже принятый закон Республики Калмыкия о развитии транспортной инфраструктуры в части нефтепроводов. Разработали «Энергетическую стратегию Республики Калмыкия до 2020 года». Сейчас готовим проект закона о стимулировании предприятий, ведущих работу в трудных геологических условиях.
До недавних пор многие сомневались в том, что Калмыкия на самом деле обладает большими запасами углеводородного сырья. Существовала научно обоснованная теория о неперспективности ее нефтегазоносности, из-за этого в девяностых годах был сокращен объем геологоразведочных работ. То, что мы сумели за короткий срок провести заново геологоразведку, что подтолкнули этот процесс, — это абсолютное благо.
Территория Калмыкии одна из первых в России практически полностью лицензирована. Ведь никто эту землю никуда не унесет, наоборот, инвестор берет на себя обязательства — максимально вложиться в освоение местных недр. Ведь они не получают автоматически право добывать нефть, им дается возможность рискнуть своими деньгами на нашей территории. И если находятся такие, то это однозначно идет на пользу отрасли и республике в целом.
Сейчас мы со всеми недропользователями проводим разъяснительную работу, чтобы они подавали заявки на квотирование рабочих мест. Чтобы через пять лет мы знали, какое количество наших специалистов мы могли бы трудоустроить.
В этом году мы подписали соглашение с Московским институтом нефти и газа имени Губкина о создании учебно-производственного полигона на территории Республики Калмыкия, где бы проходили практику студенты института, прежде всего, разумеется, наши ребята.
В заключение, пользуясь случаем, хочу поздравить всех нефтяников с профессиональным праздником и выразить им огромную благодарность за их самоотверженнейший труд. Они работают с большой самоотдачей в очень тяжелых условиях, в степи, вдали от своих семей. Поэтому хотел бы пожелать здоровья им и их близким, благополучия, постараться реализовать все задуманное на благо народа Калмыкии и России в целом. Задачи, которые поставлены перед нами руководством республики, вполне реальны. А вера в успех у нас есть.
Известия Калмыкии
Элиста, Калмыкия, Россия, Европа
Статья написана в 2005 году:»Значительные запасы нефти и газа на территории Калмыкии».Уже 2013 год-и не видать и не слыхать о успех калмыкских нефтяников,уже нет в президентах Кирсана Илюмжанова,толъко шахматные доски.А калмыкии наделились на него на первого президента Калмыкии Кисрана Илюмжанова.Нечего не слыхать о республике Калмыкия ,как к примеру нефтеного гиганта Татарстан,татары все имеют и лючшие российские спортивные клубы,зарплаты,дома.Татары организуют бизнес форумы,всемирные студенческие универсиаду.Из бедной татарской глубинки «Нефть» сделало -знаменинтым, на весь мир-«Казань».Татары уже не берутся за работы как»Дворника» у них полно узбекских гастарбайтеров.Уже и в Европе все знают нацию»Татар» или город Казань.Как был бы я счастлев если бы в европе узнали что существует нация «Калмыков» и если бы это когда нибудь «Мечта-пройдет в жизнь».
С уважением Санал Бадмаев.