О калмыцких студентах обучающихся в Индии

Дрепунг Гоманг «Светлые мечты и высокие помыслы», так назвала свой интересный материал о калмыцких студентах, изучающих основы буддизма в Индии знаменитая Нина Шалдунова, широко известная своими обширными статьями о буддизме.

Нина Шалдунова пишет:
К молодым монахам – студентам университета Дрепунг Гоманг в читальном зале центрального хурула меня подвел настоятель «Золотой обители Будды Шакьямуни» лама Лобсанг Цонду (Анджа Харцхаев). Тензин Луджуп (в миру Дордже Натыров) и Тензин Чойдак (Мутл Овьянов) приехали на родину выправить документы для продолжения учебы в буддийском университете. Им надо продлить визы для дальнейшего пребывания в Индии.

Приглядевшись к Дордже, я узнала в нем маленького послушника, который несколько лет провел в нашем хуруле «Геден Шеддуп Чойкорлинг». Мальчик учился здесь, участвовал в службах, помогал в уборке храма, был весьма не по летам серьезным гецулом. Три с половиной года он обучался под руководством профессора, буддийского монаха геше Дугда, а затем уехал продолжать учебу в монастыре Дрепунг Гоманг. Прошло четыре года. Передо мной красивый, очень стеснительный юноша, предпочитающий больше слушать, чем говорить.

Дордже – студент философского факультета буддийского университета, позади успешно сданные экзамены по философии, тибетскому языку. Он перешел на другую, более высокую ступень обучения, где учащиеся знакомятся с Праджняпарамитой – одним из важных и интересных разделов буддийской философии. Кстати, одним из самых интересных произведений он считает текст по логике «Праманавартика.

У Тензина Чойдака (Мутл Овьянов) позади девять лет обучения. Он приступил к изучению высшего курса Мадхъямики – учения о пустоте. Мутл, Виталий Манкиров, Анджа Харцхаев и Санал Матвенов уже могут получить звание геше. Но они решили не останавливаться на достигнутом и продолжить свою учебу. Они будут монахами, обладающими высшими знаниями, что лично у меня вызывает чувство восхищения и гордости. А сами юноши — очень скромные люди. Об их успехах мы узнаем больше со стороны, чем от них самих.

В Индии мне рассказали о нашем Виталии Манкирове, ныне настоятеле Лаганского хурула (город Лагань). Когда проходили большие дебаты и на них съехались лучшие ученики буддийских университетов, наш Виталий стал победителем. Он ответил на все вопросы представительной комиссии, оставив позади себя других студентов.

Вот и Мутл Овъянов скромно сказал мне, что перешел на десятый курс, на самом деле оказалось, что он – завершает высшую ступень обучения в монастырском университете.

В университете, который на протяжении многих веков собирал под своей сенью выдающихся представителей монголоязычных народов, до сих пор берегут рассказы о монголах, калмыках, бурятах, обучавшихся здесь. Мутл рассказал мне об истории, которая произошла во времена Далай-ламы XIII, и которую им всегда рассказывают преподаватели. Тогда на дебаты съехалось немало народу, после нелегких испытаний определились 10 победителей. Из них было два тибетца, а остальные – представители монгольских племен.

Сейчас студентов буддийского университета тревожит отсутствие нового пополнения. Из Калмыкии здесь обучается всего 12 человек, что не сравнить с численностью студентов из Тывы, Бурятии и Монголии – 30 студентов из Тывы, 50 – из Бурятии, монголов более 150 человек, — а нас всего – 12.


Дрепунг Гоманг

— Арифметика, как видите, не в нашу пользу. А ведь наши ребята – одни из лучших, во всех олимпиадах, дебатах они занимают ведущие места. Да и как я понял, в республике острая нехватка квалифицированных кадров, — Мутл развел руками, — Хотя учиться, прямо скажу, нелегко.

– Может не будем говорить о трудностях, – малодушно предложила ему я.
– Нет, надо, чтобы те, кто выбирает этот жизненный путь, имели представление, что их в будущем ждет, — не согласился он.
Из его рассказа стало ясно, что почти все 24 часа в у студентов расписаны. Они встают в 6 утра и до завтрака учат наизусть тексты сокровенных сутр. Затем завтрак, довольно скромный. Кто не успел поесть – остается без чая и лепешки. До 11 часов – дебаты. Здесь прорабатываются темы, которые они изучали с наставником. В 11 обед, с 12 часов – занятия с учителем, в 17 – ужин, с 18.30 – дебаты. Они длятся до 23 вечера. После 23 часов – проверка выученного наизусть.

– А когда же отдых?
– В понедельник выходной, уборка, стирка, баня.

А еще каждый день они занимаются аналитической медитацией, в которой их направляет и помогает педагог. О своем учителе и Дорджи, и Мутл отозвались очень лестно. Ему, Джамбе Донъеду, всего 37 лет, а у него высокое звание – геше-лхарамба. Среди высших учебных заведений монастырей Сера, Дрепунг Гоманга и Гандэна Джамба Донъед – один из лучших преподавателей. Очень доброжелательным и высокообразованным человеком считают его ученики и гордятся им.

Помимо обязательной программы калмыцкие студенты посещают курсы, где тщательно изучаются ритуалы и обряды буддийской жизни. Каждый месяц они проводят молебен, посвященный благополучию и процветанию жителей Калмыкии.
От центрального хурула они получают стипендию, часть из нее уходит на оплату коммунальных услуг – газ, воду, свет и т. д. Другая часть – в общую копилку на продукты. В итоге почти не остается денег на книги, и для того, чтобы отправиться на Учение, которое дают в Бодхгайе Его Святейшество Далай-лама и другие высокие ламы. Но невероятным образом юноши выкраивают из скромного бюджета средства, чтобы выехать на учение. Каждую спонсорскую помощь они принимают с большой благодарностью. В 2006 году Глава РК Кирсан Илюмжинов передал по 100 долларов каждому калмыцкому студенту. Время от времени родственники учащихся, соотечественники из-за рубежа передают им свои небольшие пожертвования. Из Калмыкии от меценатов ни слуху, ни духу.
Юноши готовят себя к работе дома — они стараются быть в курсе всех событий, читают русскую классику, книги калмыцких писателей, посещают буддийские сайты.

Светлые мечты, высокие помыслы отличают молодых людей, обучающихся в буддийском монастыре. Скоро они завершат свою учебу, примут участие в возрождении учения Будды, духовности, монашеской общины Калмыкии. И этот день не за горами.

Нина Шалдунова


Калмыкия

Один комментарий на “О калмыцких студентах обучающихся в Индии”

  • Bair:

    хотелось бы увидеть фотографии таких замечательных людей, наших современников, которые безусловно станут нашими Учителями …

Оставить комментарий

Поиск
Калмыкия
Алексей Орлов уволит
Калмыкия ВКонтакте Калмыкия Твиттер


Фестиваль тюльпанов

Фестиваль лотосов
Басан Захаров
Фестиваль Ойрад тумэн
Необходимо активизировать работу!
Работа в Калмыкии