Юбилейные недоразумения или О юбилее и потерянных смыслах
Прошел юбилейный год. Проведены многочисленные мероприятия, прозвучали немало поздравлений, значимой дате даже были приурочены сдачи строительных объектов. Однако, не произошло главного — осмысления пройденного пути.
Можно ли идти в будущее, не осмыслив прошлого, ведь 400 лет все-таки довольно серьезный исторический период в жизни любого этноса. Всякий юбилей – это не только повод для восторгов, но, прежде всего, время анализа: к чему стремились, что сделано и каковы результаты? В конечном итоге, что же получила Россия от пребывания в ней калмыков?
Ведь, действительно, интересная тема, не так ли?
В исторических монографиях, учебниках, в Интернете можно почерпнуть немало интересного.
Во-первых, ойраты заняли степи Нижней Волги и Яика (Урала) самовольно, не спрашивая ничьих разрешений. Дайчин на требование русского царя покинуть территорию ответил: «Земля де и воды Божьи, где хотим там и покочуем».
Во-вторых, мы пришли не на пустующие земли как часто отмечается в официальной историографии. Здесь жили более миллиона ногайцев, которые ещё в XVI веке имели трехсоттысячную армию.
В-третьих, действительно, ногайцы и народы Кавказа находились под фактическим протекторатом Османской империи, Персии или были независимы, хотя некоторые из них иногда шертовали на верность России, но отношения были крайне непрочными и уж, тем более, никакой зависимости на самом деле не было. Именно ойраты, твердо выбрав партнерство с Россией, сделали эту территорию стабильно пророссийской или хотя бы нейтральной.
Таким образом, с приходом ойратов Россия получила:
— тысячи километров относительного спокойствия на южных рубежах (прекратились разорительные набеги кочевых и горских народов), а это в свою очередь позволило окультурить миллионы квадратных километров земли, строить города, деревни, обеспечить демографический рост населения, например, донское казачество от четырнадцати тысяч во второй половине XVII века (К.Г. Малыхин «История донского края) к началу XIX века достигло трехсот пятидесяти тысяч человек;
— возможность концентрировать военные силы на западном направлении;
— прирожденных воинов, лучшую кавалерию в Европе. В определенные периоды калмыки могли выставить до 50000 хорошо вооруженных и профессиональных воинов;
— контроль над так называемым Малым шелковым путем, важнейшей торговой магистралью, соединявшей индийские и персидские торговые центры с европейскими;
— во многих выдающихся людях России текла калмыцкая кровь: Владимир Ленин, Д. Менделеев, Л. Корнилов, знаменитый род Дондуковых берет начало от калмыцкого хана Дондук-Омбо и многие другие;
После ухода в 1771 году Калмыцкого ханства Россия столкнулась с геополитической проблемой: что делать с Кавказом? С одной стороны, были свои территории в Закавказье (Грузия), но с другой стороны, они были отрезаны от южной части страны ногайцами и горцами Северного Кавказа. Последние, кстати, не упустили случая разорить значительную часть донских станиц после ухода калмыков. России пришлось начать Кавказскую войну, затянувшуюся почти на сто лет.
Таким образом, появление Калмыцкого ханства стало мощным фактором качественного развития России, укрепления её геополитического положения, становлением государства как империи. Данный исторический факт может быть сравнимым с выходом страны к Балтийскому морю («окно в Европу»), присоединением Сибири.
А что получили ойраты ?
Басан Захаров
Элиста Калмыкия