Глава Калмыкии Алексей Орлов намерен уничтожить черный рынок нефтедобычи
Алексей Орлов и черный рынок нефтедобычи. Региональные власти заявили, что будут просить федеральные структуры об отзыве лицензий на разработку нефтяных месторождений у тех компаний, которые работают неэффективно.
Глава Республики Калмыкия Орлов Алексей Маратович объявил о намерении уничтожить черный рынок нефтедобычи в Республике Калмыкия.
Эксперты, признавая необходимость наведения порядка на калмыцком нефтяном рынке, предсказывают сопротивление планам республиканского руководства со стороны «бензиновой мафии».
Запасы углеводородов в Калмыкии оцениваются экспертами в 5-9 млрд. тонн. При этом еще не менее 1,2 млрд. тонн нефти залегают в калмыцкой части шельфовой зоны Каспия. Несмотря на столь значительные для субъекта Федерации с численностью населения в 300 тыс. человек нефтяные запасы, они так и не стали источником процветания степной Республики Калмыкия.
Абсолютное большинство из 12 компаний, добывающих нефть на территории Республики Калмыкия, из года в год показывают, как утверждают власти, минимальную рентабельность, либо даже убыток. В результате местные бюджеты и республиканский бюджет Калмыкии практически ничего не получает от нефтедобычи.
«Ежегодно в Калмыкии добывается 220 тыс. тонн нефти. Не самые впечатляющие объемы, но даже если бы они реализовывались легально, то калмыцкий бюджет получал каждый год дополнительно около двух млрд. рублей. Это составляет одну треть от нынешнего бюджета Калмыкии», – сказал «НГ» Алексей Орлов.
Главная помеха для пополнения бюджета – сложившийся в республике черный рынок нефтедобычи. Честно добывать нефть в Калмыкии невыгодно.
Во-первых, потому, что разведанные запасы нефти все-таки остаются скромными по сравнению с традиционными ареалами нефтедобычи, прежде всего, в Сибири. Из-за этого степной регион не слишком интересен крупным нефтяным компаниям.
Во-вторых, калмыцкие нефтяные месторождения распределены между 12 компаниями, некоторые из которых, в силу своей финансовой слабости, просто не имеют ресурсов для развития полноценной нефтедобычи. В результате эти компании имеют лицензии на разработку месторождений, но фактически масштабной добычей нефти не занимаются.
В такой ситуации процветает рынок нелегальной нефтедобычи. Некоторым предпринимателям гораздо выгоднее нелегально добыть небольшое количество нефти, а затем отправить ее на «самовары».
Так в Калмыкии называют небольшие нефтеперерабатывающие комплексы в ряде сельских районов, которые позволяют получать дизельное топливо и бензин низкого качества. После такой операции можно получить несколько миллионов рублей, продав солярку и бензин на черном рынке (причем, не только калмыцком, но и на соседнем волгоградском).
Региональные власти видят выход из ситуации в радикальной реформе топливно-энергетического комплекса Калмыкии. Она проявится, прежде всего, в сокращении количества владельцев лицензий на разработку нефтяных месторождений. Владельцы всех компаний, занимающихся добычей нефти в Калмыкии, уже предупреждены, что республиканские власти будут выходить с инициативой лишения лицензий тех, кто не оптимизирует работу и не начнет выполнять обязательства перед бюджетом. Но выдачей и отзывом лицензий занимаются федеральные ведомства. Республиканские власти могут лишь давать свои рекомендации относительно той или иной компании.
Эксперты предсказывают возможное обострение ситуации в Калмыкии в связи с возможными переменами на республиканском нефтяном рынке. «Очевидно, что Алексею Орлову необходимо укреплять республиканский бюджет, доставшийся ему не в самом лучшем виде. www.KalmykiaNews.ru
Однако привыкшие работать в черном или сером сегменте рынка мелкие нефтедобытчики не захотят лишаться своих доходов. Поэтому реформа ТЭК, скорее всего, столкнется с жестким сопротивлением.
Угроза потери лицензий может привести к появлению альянса местных мелких «бензиновых королей» и традиционной политической оппозиции в Калмыкии. А это уже чревато осложнением политической обстановки в регионе», – заявил «НГ» политолог Виталий Арьков.
НГ
Элиста, Калмыкия, Европа