Андрей Кураев: Добрые новинки в жизни Элисты меня порадовали
www.KalmykiaNews.ru Недавно Элисту посетил известный богослов протодиакон Андрей Кураев. Мы встретились с отцом Андреем.
— Какова цель вашего визита?
— Цель моего визита совершенно частная. Две недели назад меня отец Зосима попросил приехать в Калмыкию, чтобы традиционно встретиться с верующими. Я хотел было отказаться, но тут вышло постановление Синода о том, что отец Зосима покидает Калмыкию. Я решил приехать, чтобы попрощаться с владыкой. В каком-то смысле это прощальная поездка.
— Ваши впечатления о Калмыкии?
— Обычно я не отвечаю на этот вопрос, но в данном случае у меня впечатления есть. В последний раз я был в Калмыкии прошлой весной. В этот приезд я увидел новые здания: спортивный комплекс, Национальный музей. Эти значимые и добрые новинки в жизни Элисты меня порадовали.
— Распространено мнение: если ты родился в православной семье, твой путь – православие. Если ты родился в буддийской среде, то твой путь – буддизм. Что вы думаете по этому поводу?
— Я с этим не согласен, потому что и буддизм, и христианствао, равно как и ислам – это религии мировые. Мировая религия значит, что она обращается к человеку, а не к нации. Субъектом адресации, также как и сам адресат, — это человек, а не его паспорт. Поэтому и буддийская сангха, и мусульманская умма, и христианская церковь могут включать в себя людей разных национальностей.
— Вы выступаете за межрелигиозный диалог. Скажите, что вызывает у вас уважение в буддизме, а что вам не импонирует в нем?
— Буддийский мир огромен. Даже если мы читаем в Джатаках истории о перевоплощениях Будды, то там разные истории вызывают разный отклик. В одном случае я искренне восхищаюсь благородством поведения, красотой образа Будды, в другом случае я могу искренне не соглашаться. Например, в одной из джатак приводится рассказ о женщине, которая похоронила десяток своих детей. Ученики спросили у Будды, почему у нее такая карма. Он, видя ее карму в других инкарнациях, ответил, что когда-то эта женщина была девочкой, которая в приступе непонятной злобы растоптала целый муравейник. Поэтому теперь она стала многодетной матерью, у которой на ее глазах погибают дети. Я не могу понять, где здесь справедливость. А в других случаях в Джатаках содержатся удивительно мудрые и благородные ответы. Я думаю, что невозможно для любого человека дать обет полюбить огромную библиотеку. Ну не могу я любить все, что написал Пушкин или Есенин. Не могу я дать зарок, что буду любить все русские народные песни. Некоторые из них красивые и мелодичные, некоторые нет. То же самое в истории христианской литературы: с чем-то человек согласится, а с чем-то нет. То же самое применимо и к буддийской культуре.
Элиста, Калмыкия, Европа