Буддизм и конфликт в среде духовенства
Тема ниже приводимого интервью весьма щепетильна. В силу своей, безусловно, скандальности. В эпицентре описываемых событий – шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и представители калмыцкого духовенства. Из их уст следует, что глава буддистов республики не признает лам местного происхождения и сторонится контакта с ними. Доходит даже, это понятно из интервью, до откровенного противостояния двух сторон.
Понимая, что любая тайна рано или поздно становится явью, газета «Элистинский курьер» обратилась за комментариями к ламам Агван Ешею и Шараб Данзану. Именно они озвучили общую мысль: Тэло Тулку Ринпоче в своей работе допускает непоправимые ошибки.
— Уважаемые Агван Ешей и Шараб Данзан, с чего началось недопонимание? Напомните, как Тэло Тулку Ринпоче оказался в Калмыкии?
А. Е.: — Я пришел в хурул в 1988 году. Тогда мы, молодые ещё люди, решили посвятить себя возрождению буддизма в Калмыкии, духовных и национальных традиций. В нас жил большой энтузиазм. Мы были чисты, наивны, и, к сожалению, иногда ошибались. На конференции буддистов Калмыкии было решено, что наше Объединение возглавит молодой Тэло Тулку Ринпоче – перерожденец святого. Пригласили его с искренней верой, что он нас сплотит. Уже тогда, до его приезда в 1991-м я был ламой, имел духовный сан, проводил службы и имел определенный опыт работы.
— Сколько лет было шаджин-ламе на тот момент?
Около 20-ти. Избрав его, мы с воодушевлением ждали, когда он нас всех соберет, даст наставления, определит основные направления развития буддизма в Калмыкии. Но он почему-то не собирал, и даже как-то нас сторонился. Мы были смущены, но наша активность сдерживалась из за какого-то благоговейного к нему отношения. Затем Ринпоче пригласил тибетских лам Тулден Нима и Ловсан Лхундуп. Как духовных наставников, и мы с пониманием отнеслись к этому. Но дальше было хуже, чем мы предполагали. На собрании лам в старом хуруле по ул. Лермонтова Ринпоче объявил: отныне все обряды будут проводить только тибетские ламы, а калмыцких лам нет, и вообще не было.
— Как же так? Ведь все помнят, что в прежние годы с нами были такие уважаемые священослужители как Санджи-гелюнг из Деликова, ламы Зодьба из Володаровского и Намка из Заливного, гелюнг Тугмед Гавджи из Цаган-Амана, Бада Павлов из Чапаева и другие. Заявлять, что их в природе не было и нет, как минимум, некорректно…
— Согласен с вами. Мы были в шоке, для нас это был «гром средь ясного неба». Ведь шаджин-лама должен всегда быть движим милосердием и состраданием. Мы уже имели духовный сан, и вдруг оказывается, что мы не ламы. На лицо столкновение интересов. Конфликт. Что легло тяжелым психологическим бременем не только на нас, но и на наших родных и близких. У некоторых калмыцких лам после этого жизнь сложилась просто трагически. Ни о каком сострадании со стороны Тэло Ринпоче не может быть и речи, а наоборот он поступал очень жестоко.
— В каком году это было?
— В начале 90-х. И что мы наблюдаем сейчас? В главном хуруле — сплошь тибетские ламы, на ведущих ролях. Одни приезжают, другие уезжают. А лам-калмыков как бы нет. Если они и есть, то где-то на задворках. Видимо, это и было главной целью Тэло Ринпоче.
— Шараб Данзан.: Если бы это было в Тибете, то все можно как-то понять. Но ведь это Калмыкия, что вызывает только горечь. Более того, налицо, как я считаю, оскорбление калмыков. Подумайте сами: во время приезда сюда официальных делегаций их от нашего духовенства приветствуют граждане Тибета…
— А. Е.: — Ринпоче проводит такую мысль: до него в Калмыкии религии не было, а он приехал и с чистого листа её возродил. Можно даже подумать, что возведение центрального Хурула, множества Ступ, да и вообще всплеск нашего религиозного сознания только его заслуга. Считаю, что Ринпоче ведёт себя не как духовное лицо, а как политик. Ввиду этого, уважения к нему у меня уже нет.
— Кто-то из вас встречался с ним лично? И вообще, насколько это просто? Калмыки из Синьцзяня, например, говорят, что их духовный лидер Шальван Гегян всегда среди мирян, не говоря уже о том, что общается с ними только на родном языке…
— Ш. Д.: Лично у меня были две «незабываемые» встречи с Ринпоче.
Одна — во время визита Далай-ламы в Калмыкию. Перед ним мы были в Москве, митинговали перед зданием МИДа, требуя дать визу Его Святейшеству.
Ринпоче, как иностранцу, стоять рядом с нами было нежелательно, и он в одежде мирянина находился в стороне. Там было все: и митинг, и ОМОН, и автобусы с решетками на окнах, и сырые камеры-отстойники.
Тогда я гордился Ринпоче – за то, что он был рядом с нами. Через полгода Далай-лама был у нас. Всем духовным лицам, обязанным быть в его окружении, выдавали именные бейджи с фотографиями.
Я тогда работал в Оргакинском хуруле, приехал в Элисту вечером и сразу пошел на прием к шаджин-ламе. Он встретил меня, полулежа на диване. Не меняя позы, спросил: кто я такой, откуда?
Услышав ответ, Ринпоче сказал, что никакого Оргакинского хурула не знает, как и о ламе оттуда, и бейджик мне не выдаст.
— О митинге в Москве не напомнили?
— Напомнил, на что он замахал руками: «Нет-нет! Это было давно и не считается». После чего сказал: «Хочешь получить пропуск, проси на коленях». В присутствии коллег. Я от таких слов опешил. Подумал, что ослышался, шагнул к нему и переспросил. Одет я был по-зимнему, и своим видом его, видимо, смутил. Он показал испуг, замахал руками и буквально закричал: «Выведите его отсюда!». Меня схватили за руки, на что я сказал: не надо, сам выйду. Не желая покидать хурул в гневе, я стал читать молитву и делать «простирания» перед статуей Будды. И во время их услышал сзади свист. Оглянулся – стоит Ринпоче. И пальцем в перчатках манит меня к себе. — Вам не могло такое показаться? — Нет, не могло. Но я всё же подошел к нему. Ринпоче сказал: «Хочешь получить бейджик, завтра в 6 утра стой здесь!». Я отказался. Решил, что постою рядом со всеми. И ушёл.
— Неужели вся эта процедура с бейджами была так усложнена?
— Как раз-таки нет. На другой день узнал, что их получили все ламы из Тувы, Бурятии, стран Европы и даже буддисты из других городов России.
— А как же тибетские ламы? Для них бейджи на груди были необязательными?
— Да, их нахождение возле Далай-ламы подразумевалось само собой. Без бейджиков, разумеется. После того, как Ринпоче унизил меня на моей земле, в душе всё перевернулось. Возник вопрос: почему на моей родине ущемляются мои же права? Получалось, что в моём лице Ринпоче унизил всех калмыцких лам.
— А как протекала ваша вторая встреча с шаджин-ламой?
— Она состоялась в прошлом ноябре. Мы, 5 калмыцких лам, пришли к шаджин-ламе в хурул, чтобы поговорить о насущных вопросах, однако нас к нему не пропустили. Встретивший нас настоятель хурула – лама Анжа с каким-то учеником и, почему-то, с переводчиком устроили «допрос с пристрастием». Мол, какова цель визита, кто его организатор и так далее. Общение при этом шло на пороге хурула — дальше не пускали. В процессе ожидания мы задали каверзные вопросы. О выделении, например, в хуруле помещений для калмыцких лам. Чтобы они могли принимать верующих, а не арендовать площадь по всему городу.
— А что, её там у вас разве нет?
— В том-то и дело. В хуруле всего три, приближенных к Ринпоче калмыцких ламы, но они молодые и ничего не решают. Их присутствие там как бы для декорации. Хотя сами они с этим не согласны. Так вот насчёт помещений наши ламы ответили за Ринпоче, мол, хурул для приёма прихожан не предназначен, и работать в нём могут только монахи, принявшие обеты. На самом деле это не так.
В общем, не добившись аудиенции, мы ушли ни с чем. «Ринпоче очень занят, — ответили нам, — и вообще, никаких калмыцких лам не знает». Позже выяснилось, что в момент нашего стояния у порога хурула он играл на компьютере. Да к тому же, чтобы увидеться с ним, нам надо было облачиться в одежду мирян, записаться на прием и приходить по одному. И мы тогда поняли, что его позиция к калмыцким ламам за все эти годы не изменилась. При том, что он сам калмык.
Алексей Мацаков
Газета «Элистинский курьер»
Элиста, Калмыкия
О чистоте «монашеской общины» (ответ Владимировне)
Нужно учитывать то, что (так называеиый) «духовный лидер буддистов Калмыкии — Тело….») изначально не является монахом, а его мечты о «монашестве» — это его личные фантазии. Эти же «фантазии» касаются его окружение, которые играются в монашестве и на этом выстраивают себе материальное благополучие.
По поводу возрождение буддизма РК (ответ Ирине)
20 лет (мы, доверчивые калмыки) только и делаем, что ездим по всему миру вслед за далай-ламой и выслушиваем его лекции о мире, добре, а по возвращению на родину начинаем воевать, интриговать и шантажировать друг друга.
Я считаю, что это результат идеологической диверсии, которая в полной мере лежит на совести далай-ламских эмиссаров и их бесконтрольное хождение по Калмыцкой Вере, наших Обычаев и Традиции.
«Элистинский курьер» и подобные монахи вряд ли преследуют цели возрождения калмыцкого буддизма. Вызывает сомнение чистота их помыслов и намерений….
От всего сердца я поздравляю Шаджин-ламу Тэло Тулку Ринпоче с Днем рождения. Надеюсь, что будут преодолены все препятствия, возникающие на пути возрождения буддизма в Калмыкии.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Как могут люди, давным-давно( с прошлого века) не соблюдающие монашеских буддийских обетов, живущие полной мирской жизнью(со всеми присущими ей «прелестями», лепетать грязненькое что-то о высоком Ринпоче(чьё воплощение признано самим Далай-ламой 14-м), о Шаджин-ламе Калмыкии? Как сказал поэт-«Но только умоляю вас, не троньте музыку руками»
Им, этим людям надо было бы сразу признаться:
да,нам очень хочется почитания верующих(уважения, поклонов);
денег тоже очень хочется(это красной строкой проходит в статейке;
духовной власти(как в некоторых других буддийских регионах.
Мне, признаться тоже хотелось бы так.Утром-лама( в красной одежде):ном читаю , народ идёт, кланяется, просит помочь, деньги кладут на алтарь.Всё заработанное, всё себе в карман, без налогов, без отчётности, для семьи, для себя.
Вечером-семьянин(как все),отдыхаю,халат красный снял(это ж только рабочий антураж-необходимость)для блезиру, так сказать.
Но вот досада, если в Центральном хуруле сидеть, надо ещё обеты соблюдать.Или 36(гецула)или 253(Гелонга или гелюнга).Ни о женщинах, ни о принятии по праздникам по чуть-чуть думать не смей.
Да,это так.Поклоняться мужчине с чётками в красном халате, только потому, что он его надевает на работу, я не буду.Будьте добры,примите обеты гецула или гелюнга(бхикшу),заповеданные Буддой Шакьямуни, поучите буддийскую философию, логику в Дрепунг Гоманге(там, кстати учатся настоящие калмыцкие монахи),участвуйте в диспутах,выдержите испытания обыденной жизни и храните в читоте нравственность.Ещё очень важно помнить о Его Святейшестве. Он прямо сказал монголоязычным буддистам в декабре 2011годав Дхарамсале: вам необходимо возрождать чистую монашескую общину.Под «чистой общиной» подразумевается нравственность монашеская прежде всего.