Буддизм и конфликт в среде духовенства

Элистинский курьер Тема ниже приводимого интервью весьма щепетильна. В силу своей, безусловно, скандальности. В эпицентре описываемых событий – шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и представители калмыцкого духовенства. Из их уст следует, что глава буддистов республики не признает лам местного происхождения и сторонится контакта с ними. Доходит даже, это понятно из интервью, до откровенного противостояния двух сторон.

Понимая, что любая тайна рано или поздно становится явью, газета «Элистинский курьер» обратилась за комментариями к ламам Агван Ешею и Шараб Данзану. Именно они озвучили общую мысль: Тэло Тулку Ринпоче в своей работе допускает непоправимые ошибки.

— Уважаемые Агван Ешей и Шараб Данзан, с чего началось недопонимание? Напомните, как Тэло Тулку Ринпоче оказался в Калмыкии?

Агван Ешей А. Е.: — Я пришел в хурул в 1988 году. Тогда мы, молодые ещё люди, решили посвятить себя возрождению буддизма в Калмыкии, духовных и национальных традиций. В нас жил большой энтузиазм. Мы были чисты, наивны, и, к сожалению, иногда ошибались. На конференции буддистов Калмыкии было решено, что наше Объединение возглавит молодой Тэло Тулку Ринпоче – перерожденец святого. Пригласили его с искренней верой, что он нас сплотит. Уже тогда, до его приезда в 1991-м я был ламой, имел духовный сан, проводил службы и имел определенный опыт работы.

— Сколько лет было шаджин-ламе на тот момент?

Около 20-ти. Избрав его, мы с воодушевлением ждали, когда он нас всех соберет, даст наставления, определит основные направления развития буддизма в Калмыкии. Но он почему-то не собирал, и даже как-то нас сторонился. Мы были смущены, но наша активность сдерживалась из за какого-то благоговейного к нему отношения. Затем Ринпоче пригласил тибетских лам Тулден Нима и Ловсан Лхундуп. Как духовных наставников, и мы с пониманием отнеслись к этому. Но дальше было хуже, чем мы предполагали. На собрании лам в старом хуруле по ул. Лермонтова Ринпоче объявил: отныне все обряды будут проводить только тибетские ламы, а калмыцких лам нет, и вообще не было.

— Как же так? Ведь все помнят, что в прежние годы с нами были такие уважаемые священослужители как Санджи-гелюнг из Деликова, ламы Зодьба из Володаровского и Намка из Заливного, гелюнг Тугмед Гавджи из Цаган-Амана, Бада Павлов из Чапаева и другие. Заявлять, что их в природе не было и нет, как минимум, некорректно…

— Согласен с вами. Мы были в шоке, для нас это был «гром средь ясного неба». Ведь шаджин-лама должен всегда быть движим милосердием и состраданием. Мы уже имели духовный сан, и вдруг оказывается, что мы не ламы. На лицо столкновение интересов. Конфликт. Что легло тяжелым психологическим бременем не только на нас, но и на наших родных и близких. У некоторых калмыцких лам после этого жизнь сложилась просто трагически. Ни о каком сострадании со стороны Тэло Ринпоче не может быть и речи, а наоборот он поступал очень жестоко.

— В каком году это было?

— В начале 90-х. И что мы наблюдаем сейчас? В главном хуруле — сплошь тибетские ламы, на ведущих ролях. Одни приезжают, другие уезжают. А лам-калмыков как бы нет. Если они и есть, то где-то на задворках. Видимо, это и было главной целью Тэло Ринпоче.

— Шараб Данзан.: Если бы это было в Тибете, то все можно как-то понять. Но ведь это Калмыкия, что вызывает только горечь. Более того, налицо, как я считаю, оскорбление калмыков. Подумайте сами: во время приезда сюда официальных делегаций их от нашего духовенства приветствуют граждане Тибета…

— А. Е.: — Ринпоче проводит такую мысль: до него в Калмыкии религии не было, а он приехал и с чистого листа её возродил. Можно даже подумать, что возведение центрального Хурула, множества Ступ, да и вообще всплеск нашего религиозного сознания только его заслуга. Считаю, что Ринпоче ведёт себя не как духовное лицо, а как политик. Ввиду этого, уважения к нему у меня уже нет.

— Кто-то из вас встречался с ним лично? И вообще, насколько это просто? Калмыки из Синьцзяня, например, говорят, что их духовный лидер Шальван Гегян всегда среди мирян, не говоря уже о том, что общается с ними только на родном языке…

Шараб Данзан — Ш. Д.: Лично у меня были две «незабываемые» встречи с Ринпоче.

Одна — во время визита Далай-ламы в Калмыкию. Перед ним мы были в Москве, митинговали перед зданием МИДа, требуя дать визу Его Святейшеству.

Ринпоче, как иностранцу, стоять рядом с нами было нежелательно, и он в одежде мирянина находился в стороне. Там было все: и митинг, и ОМОН, и автобусы с решетками на окнах, и сырые камеры-отстойники.

Тогда я гордился Ринпоче – за то, что он был рядом с нами. Через полгода Далай-лама был у нас. Всем духовным лицам, обязанным быть в его окружении, выдавали именные бейджи с фотографиями.

Я тогда работал в Оргакинском хуруле, приехал в Элисту вечером и сразу пошел на прием к шаджин-ламе. Он встретил меня, полулежа на диване. Не меняя позы, спросил: кто я такой, откуда?

Услышав ответ, Ринпоче сказал, что никакого Оргакинского хурула не знает, как и о ламе оттуда, и бейджик мне не выдаст.

— О митинге в Москве не напомнили?

— Напомнил, на что он замахал руками: «Нет-нет! Это было давно и не считается». После чего сказал: «Хочешь получить пропуск, проси на коленях». В присутствии коллег. Я от таких слов опешил. Подумал, что ослышался, шагнул к нему и переспросил. Одет я был по-зимнему, и своим видом его, видимо, смутил. Он показал испуг, замахал руками и буквально закричал: «Выведите его отсюда!». Меня схватили за руки, на что я сказал: не надо, сам выйду. Не желая покидать хурул в гневе, я стал читать молитву и делать «простирания» перед статуей Будды. И во время их услышал сзади свист. Оглянулся – стоит Ринпоче. И пальцем в перчатках манит меня к себе. — Вам не могло такое показаться? — Нет, не могло. Но я всё же подошел к нему. Ринпоче сказал: «Хочешь получить бейджик, завтра в 6 утра стой здесь!». Я отказался. Решил, что постою рядом со всеми. И ушёл.

— Неужели вся эта процедура с бейджами была так усложнена?

— Как раз-таки нет. На другой день узнал, что их получили все ламы из Тувы, Бурятии, стран Европы и даже буддисты из других городов России.

— А как же тибетские ламы? Для них бейджи на груди были необязательными?

— Да, их нахождение возле Далай-ламы подразумевалось само собой. Без бейджиков, разумеется. После того, как Ринпоче унизил меня на моей земле, в душе всё перевернулось. Возник вопрос: почему на моей родине ущемляются мои же права? Получалось, что в моём лице Ринпоче унизил всех калмыцких лам.

— А как протекала ваша вторая встреча с шаджин-ламой?

— Она состоялась в прошлом ноябре. Мы, 5 калмыцких лам, пришли к шаджин-ламе в хурул, чтобы поговорить о насущных вопросах, однако нас к нему не пропустили. Встретивший нас настоятель хурула – лама Анжа с каким-то учеником и, почему-то, с переводчиком устроили «допрос с пристрастием». Мол, какова цель визита, кто его организатор и так далее. Общение при этом шло на пороге хурула — дальше не пускали. В процессе ожидания мы задали каверзные вопросы. О выделении, например, в хуруле помещений для калмыцких лам. Чтобы они могли принимать верующих, а не арендовать площадь по всему городу.


Золотая обитель Будды Шакьямуни

— А что, её там у вас разве нет?

— В том-то и дело. В хуруле всего три, приближенных к Ринпоче калмыцких ламы, но они молодые и ничего не решают. Их присутствие там как бы для декорации. Хотя сами они с этим не согласны. Так вот насчёт помещений наши ламы ответили за Ринпоче, мол, хурул для приёма прихожан не предназначен, и работать в нём могут только монахи, принявшие обеты. На самом деле это не так.

В общем, не добившись аудиенции, мы ушли ни с чем. «Ринпоче очень занят, — ответили нам, — и вообще, никаких калмыцких лам не знает». Позже выяснилось, что в момент нашего стояния у порога хурула он играл на компьютере. Да к тому же, чтобы увидеться с ним, нам надо было облачиться в одежду мирян, записаться на прием и приходить по одному. И мы тогда поняли, что его позиция к калмыцким ламам за все эти годы не изменилась. При том, что он сам калмык.

Алексей Мацаков
Газета «Элистинский курьер»
Элиста, Калмыкия

3 комментария на “Буддизм и конфликт в среде духовенства”

  • Бакши Джамба:

    О чистоте «монашеской общины» (ответ Владимировне)
    Нужно учитывать то, что (так называеиый) «духовный лидер буддистов Калмыкии — Тело….») изначально не является монахом, а его мечты о «монашестве» — это его личные фантазии. Эти же «фантазии» касаются его окружение, которые играются в монашестве и на этом выстраивают себе материальное благополучие.

    По поводу возрождение буддизма РК (ответ Ирине)
    20 лет (мы, доверчивые калмыки) только и делаем, что ездим по всему миру вслед за далай-ламой и выслушиваем его лекции о мире, добре, а по возвращению на родину начинаем воевать, интриговать и шантажировать друг друга.

    Я считаю, что это результат идеологической диверсии, которая в полной мере лежит на совести далай-ламских эмиссаров и их бесконтрольное хождение по Калмыцкой Вере, наших Обычаев и Традиции.

  • Ирина:

    «Элистинский курьер» и подобные монахи вряд ли преследуют цели возрождения калмыцкого буддизма. Вызывает сомнение чистота их помыслов и намерений….
    От всего сердца я поздравляю Шаджин-ламу Тэло Тулку Ринпоче с Днем рождения. Надеюсь, что будут преодолены все препятствия, возникающие на пути возрождения буддизма в Калмыкии.

  • Владимировна:

    Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
    Как могут люди, давным-давно( с прошлого века) не соблюдающие монашеских буддийских обетов, живущие полной мирской жизнью(со всеми присущими ей «прелестями», лепетать грязненькое что-то о высоком Ринпоче(чьё воплощение признано самим Далай-ламой 14-м), о Шаджин-ламе Калмыкии? Как сказал поэт-«Но только умоляю вас, не троньте музыку руками»

    Им, этим людям надо было бы сразу признаться:
    да,нам очень хочется почитания верующих(уважения, поклонов);
    денег тоже очень хочется(это красной строкой проходит в статейке;
    духовной власти(как в некоторых других буддийских регионах.
    Мне, признаться тоже хотелось бы так.Утром-лама( в красной одежде):ном читаю , народ идёт, кланяется, просит помочь, деньги кладут на алтарь.Всё заработанное, всё себе в карман, без налогов, без отчётности, для семьи, для себя.
    Вечером-семьянин(как все),отдыхаю,халат красный снял(это ж только рабочий антураж-необходимость)для блезиру, так сказать.
    Но вот досада, если в Центральном хуруле сидеть, надо ещё обеты соблюдать.Или 36(гецула)или 253(Гелонга или гелюнга).Ни о женщинах, ни о принятии по праздникам по чуть-чуть думать не смей.
    Да,это так.Поклоняться мужчине с чётками в красном халате, только потому, что он его надевает на работу, я не буду.Будьте добры,примите обеты гецула или гелюнга(бхикшу),заповеданные Буддой Шакьямуни, поучите буддийскую философию, логику в Дрепунг Гоманге(там, кстати учатся настоящие калмыцкие монахи),участвуйте в диспутах,выдержите испытания обыденной жизни и храните в читоте нравственность.Ещё очень важно помнить о Его Святейшестве. Он прямо сказал монголоязычным буддистам в декабре 2011годав Дхарамсале: вам необходимо возрождать чистую монашескую общину.Под «чистой общиной» подразумевается нравственность монашеская прежде всего.

Оставить комментарий

Поиск
Калмыкия
Алексей Орлов уволит
Калмыкия ВКонтакте Калмыкия Твиттер


Фестиваль тюльпанов

Фестиваль лотосов
Басан Захаров
Фестиваль Ойрад тумэн
Необходимо активизировать работу!
Работа в Калмыкии