Маргарита Убушаева: Современным школьникам не хватает живого общения
Учитель физики Элистинской многопрофильной гимназии личностно ориентированного обучения Маргарита Убушаева недавно признана самым лучшим классным руководителем на городском этапе конкурса «Педагог года-2011». Мы решили встретиться с преподавательницей, и вот что нам удалось узнать о ней.
Маргарита Убушаева родилась 13 декабря 1968 года в пос. Нарта Приютненского района. Вскоре семья переехала в пос. Первомайский того же района – старшей сестре надо было идти в среднюю школу, а в Нарте была только начальная.
В семье четыре сестры и один брат. Все сестры стали учителями. Старшие сестры, Светлана и Нелли, являются Почетными работниками общего образования РФ. Младшая сестра Алла — кандидат филологических наук.
После окончания школы в 1985 году наша собеседница поступила в КГУ на физический факультет.
В 1990 году родилась дочь Марина, в настоящее время студентка 4-го курса МГТУ им. Баумана.
Педагогическую деятельность начала в 1992 году в Лаганской средней школе №1. В 2002 году с дочерью переехала в Элисту, где устроилась преподавателем физики в Элистинскую многопрофильную гимназию и сразу стала классным руководителем 8-го общеобразовательного класса.
В ЭМГ у Маргариты Андреевны уже два выпуска. Сейчас она является классным руководителем девятого класса социально-экономического профиля.
— Как проходил конкурс? Понятно, когда сравнивают открытые уроки учителей-предметников. Что же оценивалось в работе классных руководителей?
— Конкурс проходил в два тура. Мне пришлось состязаться с очень достойными коллегами, конкуренция была здоровой и доброжелательной. В первый конкурсный день главным испытанием считался классный час, тему которого мы определили заранее. Оценивалось то, смогли ли мы установить контакт с учениками, какие формы и методы использовали для этого, какая психологическая обстановка складывалась в результате наших усилий. Требования к уроку и классному часу сильно отличаются. На уроке ученики мотивированы на получение знаний, необходимых им для дальнейшей учебы, а на классном часе надо, чтобы тема была животрепещущей, полезной для всех, и она должна иметь большой воспитательный эффект. Необходимо ни кого не упустить из виду, услышать мнение каждого, дать возможность высказаться всем детям. Очень важно, чтобы ребята захотели после классного часа что-то сделать, что-то изменить, что-то узнать еще. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность 10 классу средней школы № 20 и его классному руководителю Базыревой О.М. за помощь в проведении классного часа. Во второй конкурсный день участники конкурса проводили мастер-класс на тему «Имей сердце и душу во всякое время», защищали концепцию воспитательной системы в классе. Очень тронута тем, что детское жюри, работавшее наряду со взрослым профессиональным, также признало меня победителем. Это признание – выше всех оценок.
— Какие проблемы приходится решать сегодня классному руководителю?
— Современным школьникам не хватает живого общения. Сейчас молодежь общается в основном через аську, вКонтакте, с помощью скайпа. Эти формы коммуникации подменяют активную форму общения. Они могут писать в аське что угодно, быть в друзьях вКонтакте, а в школе даже не здороваться друг с другом. Это большая проблема, потому что во взрослой жизни нам всем приходится работать в живом коллективе, для чего подросткам уже сейчас нужно учиться высказывать свое мнение, отстаивать его и принимать чужое. Я стараюсь научить своих воспитанников умению строить отношения с людьми.
— Почему выбрали профессию преподавателя?
— Мне с детства нравилась физика. Она мне нравится тем, что эта наука о природе является одновременно и наукой о жизни. Те закономерности, которые существуют в природе, легко перекладываются на нашу жизнь. Например, по законам физики тело одно само по себе быть не может. Все тела в природе взаимосвязаны. Изменение, происходящее с одним телом, неизбежно приводит к изменению другого. То же самое касается и человека, ведь он часть природы, а у законов природы нет исключений ни для кого. Некоторые говорят: «Я и один проживу». Не может такого быть. А еще в природе нет ничего случайного. Это мы можем считать, что эта травинка, букашка лишние, и их можно затоптать, этот листок лишний, мы его оторвем. Если этот листок вырос, значит, так нужно. Я детям на уроках тоже говорю, что если вы родились, значит, это неслучайно. Вы для чего-то родились, а вот для чего – тут надо искать, возможно, всю жизнь.
— Как вы решились стать классным руководителем?
— Это неотъемлемая часть педагогической деятельности, очень трудная и интересная. Когда я впервые пришла работать в школу, мне сразу дали класс. Меня даже не спрашивали. Но у нас в многопрофильной гимназии кандидатуры на классное руководство тщательно подбираются, и наш директор, Клим Эрдниевич, считает, что классным руководителем может быть только профессионал своего дела и, главное, неравнодушный человек.
—Чем вы занимаетесь с классом?
— Мы проводим много времени вместе. Первого сентября традиционно празднуем День рождения класса. Любим ходить в походы, в кино, в театр. В этом учебном году мы уже четыре раза посетили ТЮЗ, особенно детям в душу запали спектакли «Сердце матери» и «Прощай, любезная…». Осенью съездили классом на экскурсию в Пятигорск. Все проводимые в классе мероприятия направлены на то, чтобы каждому ребенку было комфортно в классном коллективе. Чтобы утром, когда он идет в гимназию, он был уверен в том, что там его ждут люди, которые всегда поддержат, помогут и поймут, не смотря ни на что.
— Какие у вас увлечения?
— Увлекаюсь астрономией. Люблю смотреть на звездное небо. Его красота меня просто завораживает. И книги люблю читать тоже по этой тематике. Сейчас читаю Стивена Хокинга «О Вселенной».