Плата за газ: вместо счетчика – узел учета
В преддверии начала кампании по заключению договоров на поставку газа в 2013 году практически все потребители республики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были уведомлены ОАО «Калмгаз» о необходимости установления у себя узла учета газа. Именно по показаниям узла учета (а не счетчика) должен определяться объем потребленного энергоресурса.
Понятное дело, эта новость была воспринята неоднозначно.
Во-первых, юрлица и предприниматели до недавних пор платили за газ именно по показаниям своего прибора учета – газового счетчика, и ни о каком таком узле учета в последние годы речи не заходило.
Во-вторых, играет роль цена вопроса: приобретение и установка узла учета обойдутся организации, ведомству или объекту бизнеса примерно в 28 тысяч рублей.
Неудивительно, что у многих возникли сомнения в правомерности данного требования ОАО «Калмгаз», в различные надзорные органы пошли жалобы от потребителей.
Исполнительный директор акционерного общества Василий Днепровский охотно согласился дать разъяснения по данной ситуации. «Одна из задач управляющей компании и моя как исполнительного директора – привести работу компании в строгое соответствие с федеральным законодательством, — подчеркнул он в самом начале беседы. — Все вопросы газоснабжения на территории страны регулируются законодательством РФ. Расписано все – от А до Я.
Суть заключается в том, что у всех, кто использует газ (за исключением населения) для предпринимательской и иной деятельности, не связанной с бытовыми нуждами, должны быть узлы учета. Это не наша прихоть, а требование Правил учета газа, Правил поставки газа, утвержденных постановлением правительства России, и федерального закона об энергосбережении. Причем Правила учета газа были приняты еще в 1996 году, а не в нынешнем или прошлом. Но в силу различных причин – в том числе, по моему мнению, и по вине работников «Калмгаза» — юридические лица и предприниматели рассчитывались за газ по показаниям обычных счетчиков, как и население».
Среди аргументов, приведенных В. Днепровским, — решение Высшего Арбитражного суда РФ от 17 мая 2012 года. Саратовский завод «Медупак» пытался в судебном порядке оспорить правомерность требований поставщика газа, утверждая, что обязательство по установке узла учета газа не предусмотрено действующим законодательством и что объем газа может быть измерен только одним прибором учета – счетчиком. ВАС России признал все доводы заявителя несостоятельными и оставил его требования без удовлетворения.
В судебном заседании потребителю было, в частности, разъяснено, что обычные счетчики газа измеряют объем движущегося в трубопроводе газа при рабочих давлении и температуре. А коммерческому учету (иными словами, во взаимных расчетах с потребителями) подлежит газ, параметры которого приведены к нормальным условиям. Эти условия тоже законодательно закреплены – температура +20 градусов по Цельсию, давление 760 мм рт. ст., влажность 0%. Для того, чтобы определить объем газа, подлежащий оплате, необходимо использовать комплект контрольно-измерительных приборов, который и называется узлом учета газа. Иначе говоря, кроме счетчика, требуются газовые корректоры с датчиками давления и температуры, а также электронные вычислительные и другие средства, позволяющие фиксировать, сохранять, передавать и анализировать все данные…
По словам Василия Днепровского, после получения уведомлений потребители повели себя по-разному. Часть ведомств незамедлительно приступила к устранению недостатков в своем газовом хозяйстве; другие юрлица сообщили, что установят узел учета в начале нового года (в связи с особенностями бюджетного финансирования). Но есть и такие потребители, которые попросту игнорируют законное требование поставщика газа.
Чем это для них чревато? «Мы готовы дать разумное время на устранение данного нарушения, — говорит исполнительный директор ОАО «Калмгаз» Василий Днепровский. – Но потребитель должен знать: если у него нет узла учета в надлежащей комплектации, то, по закону, поставщик имеет право начислить потребление по мощности неопломбированного газового оборудования. Это очень серьезная санкция, особенно в такое время года, как сейчас: еще нет сильных холодов, значит, нет и большого потребления газа. А в случае применения санкции расчет идет по полной мощности все 24 часа в сутки. Хочу подчеркнуть: пока мы ни к кому санкций не применяли. Но думаю, в 2013 году этого не избежать, если не будут приняты надлежащие меры».
И это не репрессии, как кому-то может показаться. Как рассказал исполнительный директор акционерного общества Василий Днепровский, в результате системных неплатежей, политики в сфере ценообразования и тарифов, потерь газа компания оказалась в тяжелом финансовом положении. Так, в прошлом году разбаланс (т. е. разница между поставленным в республику объемом газа и объемом проданного потребителям ресурса) составил 28 млн кубометров, чуть меньше он был в 2010 году. Если учесть, что средняя оптовая стоимость 1 млн кубов голубого топлива около 2,3 млн рублей, то можно оценить масштаб ущерба, понесенного акционерным обществом. Были приняты определенные меры, позволившие уже в этом году остановить нарастание дебиторской задолженности. Впрочем, это уже тема отдельного разговора.
Светлана СЮЙВА, газета «Элистинская панорама», 21.11.2012 г.