Племенное животноводство Калмыкии: 1,5 миллиарда рублей впустую на рога и копыта?
В четверг в Министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия прошло совещание при участии главы Республики Калмыкия Алексея Орлова, заместителя директора Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства РФ Харона Амерханова, начальника отдела технологии производства мясного скотоводства ВНИИ мясного скотоводства Киниспая Джумаланова и заведующего лабораторией мясного овцеводства ВНИИ племенного дела Михаила Павлова, посвященное анализу текущего состояния и перспектив развития селекционно-племенной работы в животноводческой отрасли Калмыкии.
Во всеуслышание, к стыду руководства аграрного ведомства и специалистов-практиков, был озвучен нелицеприятный факт: проверка федеральными комиссиями ряда калмыцких хозяйств показала нижайший уровень селекционно-племенной работы в животноводстве республики.
Побывав в гуртах ГУП «Волжский» и СПК «Татал» Юстинского, СПК «Чограйский» Ики-Бурульского и ОАО «Улан-Хееч» Яшкульского районов, а также в овцеводческих предприятиях — СПК «Гигант» Сарпинского, МУПах имени Городовикова и Буденного Черноземельского районов, члены комиссий Минсельхоза России убедились в том, что в этих хозяйствах не соблюдаются элементарные требования к деятельности их профиля.
Здешние животноводы не отслеживают породности стада, не выдерживают требований по выращиванию молодняка, допускают инбридинг (кровосмешение животных), не проводят мечение, не контролируют продуктивности стада. Не обеспечена инфраструктура племенного предприятия: практически не задействованы весовые хозяйства и прочее оборудование, не работают осеменительные пункты, селекционеры не проводят бонитировку и иммуногенетическую паспортизацию племживотных.
Проверки вскрыли и другие вопиющие факты: ряд заводов закупает племенных быков в… репродукторах; племенной скот не изучается иммуногенетикой; республиканское объединение по племенной работе «Калмыцкое», занимаясь лишь трансплантацией эмбрионов, полностью отмахнулось от селекционно-племенной деятельности, но берет свои «законные» три процента от каждого вида племпродажи животных — практически только за печати и подписи.
«Дошло до того, что мы вынуждены инициировать отзыв лицензий племхозяйств, — с болью в голосе говорил Харон Амерханов. — Горько оттого, что это именно я был сторонником наделения ваших 76-ти хозяйств статусом племенных заводов и репродукторов. А вы, оказывается, зазнались и посчитали, что племенное дело – это тыква на базаре. Но ведь придет тот день, когда финансирование вашей деятельности, вернее, бездеятельности, в рамках федеральных программ прекратится, поскольку нам не нужны лишь рога и копыта…».
За последние три года калмыцкие племенные хозяйства на свою селекционную деятельность получили из госбюджета 1,5 миллиарда рублей. Если предприятия «не зашевелятся», а в ближайшее время проверке подвергнутся все 76 племенных хозяйств, то восемьдесят процентов из них безжалостно лишатся своих статусов. Поскольку не подпадут под критерии-индикаторы будущей федеральной программы развития племенного животноводства.
«Горько и стыдно слышать все то, что сейчас прозвучало, — говорил глава Республики Калмыкия Алексей Орлов. — Но ведь от этих решений зависит будущее нашего животноводства, а значит сельского хозяйства и в дальнейшем — республики. Все мы знаем, что одним из важнейших направлений социально-экономического развития Калмыкии должно выступить мясное животноводство, в том числе с индустриальным, промышленным направлением: строительством откормочных и убойных производств, мясопереработкой, мощной кормовой базой. Но все это возможно на основе крепкого племенного стада, которого, выходит, в республике нет. Вот почему сегодня всем необходимо определиться — либо мы серьезно беремся за селекционно-племенную работу, либо занимаемся товарным животноводством. Третьего не дано.
Мы владеем уникальной мясной породой скота, который можно назвать бриллиантом, или, скорее всего, неограненным алмазом, но не осознаем этого. Иначе чем можно объяснить расход государственных средств на племенную работу: на эти цели в республику реально поступило всего более 2,5 миллиарда рублей. Где же отдача, где результат? Получается, вы обманываете государство, и я первый, кто будет настаивать на отзыве лицензий, кто честно остановит поток финансирования на племенную работу».
Глава Республики Калмыкия Алексей Маратович Орлов заявил, что в ближайшие дни в Республике Калмыкия будет создана межведомственная комиссия по эффективному использованию федеральных средств, направленных на развитие мясного скотоводства и племенного дела, которую возглавит министр Калмыкии Петр Ланцанов. Главам районов поручено взять работу племхозяйств любых видов собственности под личный жесткий контроль.
Руководитель Республики Калмыкия Алексей Орлов пообещал: если в деятельности сельхозпредприятий не появится динамика роста племработы, будут приниматься кадровые решения. И напоследок Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов попросил глав хозяйств: «Дайте республике обрести мясоперерабатывающую промышленность! Не отбирайте мою мечту!».
Елена Абушаева
Рога и копыта, газета Известия Калмыкии
Элиста