Астраханский государственный театр оперы и балета покажет элистинцам один спектакль
20 сентября Астраханский государственный театр оперы и балета покажет элистинцам один спектакль, но какой! Мало того, что будет дана опера «Мадам Баттерфляй», безусловный шедевр Пуччини, широко известный также под названием «Чио-Чио-сан». Это ещё и спектакль, который стал в прошлом году номинантом национальной театральной премии «Золотая Маска», причём сразу в четырёх номинациях: «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижёра» — Валерий Воронин, «Лучшая работа художника в музыкальном театре» — Елена Вершинина, «Лучшая женская роль» — лауреат международных конкурсов Елена Разгуляева.
Астраханский театр ещё молод, а статус театра оперы и балета получил только в прошлом сезоне. До этого он назывался музыкальным театром и несколько лет назад уже бывал на гастролях в Элисте со спектаклями «Сильва», «Летучая мышь», «Проделки Ханумы», балетом «Жизель» и с концертными программами.
Опера «Мадам Баттерфляй» — первая постановка в Астрахани Валерия Воронина, приглашённого в театр в качестве художественного руководителя и главного дирижёра, и она сразу отмечена такой яркой вехой, как номинирование на самую престижную в нашей стране премию.
Из прессы о спектакле:
«Работа маэстро Валерия Воронина впечатляет своей экспрессивностью, ему удаётся передать нерв пуччиниевской партитуры». (А.Матусевич)
«О работе дирижера-постановщика Валерия Воронина можно сказать кратко: он не дирижирует музыкой — он дирижирует спектаклем, атмосферой, характерами. При этом дирижер и оркестр дышат вместе с певцами, ни на минуту не забывая, что главное в опере — человеческий голос. (Ю.Скрипченкова)
Пуччини сказал когда-то о своей «Баттерфляй»: «Я написал оперу живую и искреннюю… Она тонкая, ясная, страстная и впечатляющая». Именно такую – живую, страстную и искреннюю работу — покажет астраханский театр.
История трагической любви юной гейши Чио-Чио-сан по прозвищу Баттерфляй (Мотылёк) к лейтенанту американского флота рассказана режиссёром Ольгой Маликовой щемяще и трогательно, но при этом отчётливо передано противостояние двух культур: трепетного, как крылья бабочки, мира Баттерфляй, и несокрушимого и подавляющего, как океанский лайнер, мира Пинкертона.
От спектакля «Мадам Баттерфляй» зрители невольно ждут ещё и особенного наслаждения: наслаждения для глаз, ведь место действия – Япония, страна уникальной природы, древней культуры, красочных костюмов, экзотических атрибутов. Сценография Елены Вершининой впечатляет. На сцене распускаются гигантскими цветами веера-ширмы, появляются персонажи в ярких японских одеждах. Но в то же время образ спектакля решён современным языком: «нет привычного японского домика, бутафорского сада. В центре композиции на все три акта – огромный белый диск: это и Фудзияма, и домик Баттерфляй, а в трагическом финале он вдруг оборачивается крейсером «Авраамом Линкольном», увозящим маленького сына Баттерфляй за океан и одновременно словно «раздавливающим» всё японское. Именно на этом диске в переломные моменты возникает проекция – воспоминания героини о судьбе ее отца, для которого, как и для его дочери, жизнь без чести оказывается невозможной». (А.Матусевич).
Образ хрупкой и героической Чио-Чио-сан стоит в ряду самых привлекательных героинь оперной сцены, принадлежит к вершинам вокального и драматического искусства, и Елена Разгуляева блестяще берёт эту вершину. Не допуская ни единого фальшивого шага, она по ходу спектакля убедительно превращается из наивной девочки в очень реальную, тонко и сильно чувствующую женщину, непреклонную в своём представлении о чести. «Прекрасный драматический голос Елены Разгуляевой и стать абсолютной примадонны, – главная причина, по которой надо смотреть астраханский спектакль. Скажем честно, она могла бы украсить не только столичные, но и мировые сцены». (В. Журавлёв)
Импульсивность Романа Корена (Пинкертон), роскошное серебряное меццо Натальи Воробьёвой (Сузуки), мягкий благородный баритон Руслана Сигбатулина (Шарплес), лиричность тенора Ивана Михайлова (кстати, все эти солисты – лауреаты международных конкурсов) – всё это добавляет звучные краски в спектакль Астраханского оперного театра. В спектакль, который будет показан только один раз и который, безусловно, стоит посмотреть!
Автор: Наталья Туриева (зав.литературной частью Астраханского государственного театра Оперы и Балета)