О производстве и сбыте шерсти Калмыкии
О производстве и сбыте шерсти Калмыкии. Закончилась зерноуборочная кампания, хлеборобы республики не без сожалений подводят ее итоги. В непростом положении в этом году оказались и многие калмыцкие овцеводы. Правда, их волнует вопрос, связанный не с результативностью стригальной кампании, а с реализацией шерсти.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, в сельхозпредприятиях республики насчитывается сегодня 657 тысяч голов овец, а с учетом не подотчетных ведомству КФХ и ЛПХ – около двух миллионов. В целом по окончании кампании хозяйства всех форм собственности настригают как минимум восемь тысяч тонн шерсти. И каждый раз перед животноводами встает вопрос: как наиболее выгодно сбыть товар – так, чтобы и затраты окупить, и хотя бы небольшую выручку получить. Напомним, до последнего времени часть калмыцкой шерсти у сельхозпроизводителей худо-бедно скупал ССПоК «Октябрь Шерсть».
Но в прошлом году эта единственная в республике шерстомойная фабрика закрылась. А ныне ситуацию усугубила еще одна большая проблема. Как рассказал «Известиям Калмыкии» начальник отдела АПК администрации Черноземельского района Василий Бадаев, в этом году не продано еще ни одного килограмма из настриженных восемью хозяйствами 400 с лишним тонн руна. Причина – очень низкая цена, предлагаемая посредниками за килограмм шерсти.
Если в прошлом году ее принимали у калмыцких хозяйств по 80, 90, а то и 100 рублей, то сейчас больше 60-ти не дают. Такую же цену предлагают и на Невинномысской шерстомойной фабрике. Вот и ждут здесь тех, кто предложит более высокую цену.
В соседнем Яшкульском районе сельхозпроизводители все же согласились на низкую цену. По словам главного зоотехника сельхозотдела администрации РМО Бориса Босхомджиева, вся шерсть сдана на Невинномысскую фабрику в среднем по 65 рублей за кило. В целом по району с более чем 500 тысяч общественного и индивидуального поголовья было настрижено 1865 тонн шерсти.
В сравнении с прошлым годом хозяйства понесли большие убытки, ведь в нынешнем на каждом килограмме потеряли в среднем по 25 руб. Единственное предприятие в районе – ОАО «Племзавод «Улан-Хееч» в течение нескольких лет работает напрямую с покупателем.
По словам генерального директора Петра Менкнасунова, они сначала моют шерсть на Борской фабрике ПОШ в Нижегородской области, возглавляемой, кстати, нашим земляком Василием Лиджи-Горяевым, затем уже чистое волокно сдают на Троицкую камвольную фабрику в Московской области.
В этом году по договору хозяйство сдаст 350 тонн руна по 180 рублей за килограмм, 270 из которых уже отгружено. В прошлом же году племзавод отправил в Подмосковье значительно меньше — 260 тонн шерсти. «С Троицкой камвольной фабрикой мы работаем вот уже лет пять, — делится Петр Паштаевич, — и очень довольны сотрудничеством. За эти годы ни разу нас не подвели, расчет производится без задержек, да и работать с умным, корректным, думающим партнером – одно удовольствие».
К слову, в ОАО «Племзавод» «Улан-Хееч», признанном в прошлом году лучшим овцеводческим хозяйством России, в последние годы заметно повысили выход шерсти с каждого животного путем скрещивания с австралийскими мериносами. В хозяйстве ведут кропотливую работу по выведению собственной, улан-хеечинской, линии грозненской породы овец.
Между тем проблема сбыта шерсти в регионах стоит очень остро. Овцеводы юга России не раз обращали внимание руководства страны на проблему отсутствия госзаказа на шерсть. А если учесть, что согласно Плану развития овцеводческой отрасли, утвержденному Минсельхозом России, в ближайший год в Калмыкии предусмотрено довести численность овец во всех категориях хозяйств до 2,5 миллиона голов, то проблема реализации шерсти станет еще острее. В будущем же невостребованность шерсти отечественным рынком, несоразмерность закупочных цен и затрат на производство, отсутствие договоренностей с переработчиками могут привести к значительному сокращению поголовья овец.
В целом, что касается шерсти, производимой в нашей стране, то ее качество низкое. А потому за рубеж она продается с трудом, так как в России нет сертификата качества, признаваемого в других государствах.
По скольку я знаю (после стрижки в малодербетовском районе) наши «чабаны» так и не могут сдать свой ТРУД в РК и потому вынуждены вывозить (калмыцкое мясо) кому-попало.
как можно развивать овцеводство без зоотехников-бонитеров
как можно развивать овцеводство без подготовки зоотехников бонитеров