Республику Калмыкия посетила делегация из Китая
27-28 сентября 2012 году Республику Калмыкия посетила делегация КНР во главе с директором Современного института Китайского исследовательского центра тибетологии в Пекине г-ном Лянь Сянминем.
По заявлению гостей делегация прибыла Калмыкию с целью проведения обмена мнениями с российскими коллегами по тибетскому вопросу и делам религии, а также в целях укрепления взаимопонимания и развития сотрудничества между сторонами. Визит в Республику Калмыкия, а также посещение главного буддийского храма Golden Abode of Buddha Shakyamuni, состоялись по инициативе китайской стороны.
В состав делегации Китая входили Лянь Сянминь, директор Современного института Китайского исследовательского центра тибетологии в Пекине; Ма Шэнча, директор Тибетской ассоциации международного обмена; Цыжэньцзябу, директор Института религиоведения Тибетской академии наук; Гун Цюн, заместитель председателя Буддийского общества Лхасы; Лю Маоянь, сотрудник Пресс-канцелярии Госсовета КНР; Су Лэй, переводчик МИД КНР, а также представители посольства КНР в России.
С калмыцкой стороны делегацию КНР встречали настоятель Центрального Калмыцкого хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Лобсанг Цунду, буддийские ламы хурула, а также представители Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии», руководители буддийских центров республики.
В ходе ознакомительной экскурсии по храму «Золотая обитель Будды Шакьямуни» китайским гостям было подробно рассказано о многовековых, исторических, культурных и духовных связях калмыцкого и тибетского народов, о глубокой вере калмыцкого народа в Его Святейшество Далай-ламу ‒ духовного лидера буддистов.
По просьбе представителей МИД Российской Федерации и КНР по завершении экскурсии состоялась встреча, в ходе которой стороны получили возможность обменяться мнениями по вопросам, представляющим обоюдный интерес. Основной вопрос, затронутый буддийскими организациями и общественностью Калмыкии, касался визита Его Святейшества Далай-ламы в буддийские регионы России. Российские буддисты заявили, что относят вопрос организации визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию к вопросам первостепенной значимости, и препятствия со стороны китайских коллег в этом вопросе никогда не встретят понимания в буддийских регионах России.
Приводим стенограмму встречи:
Цыженьцзябу (директор Института религиоведения Тибетской академии наук): «Я из Института по изучению религии при Тибетской академии общественных наук. Мы придаем большое значение исследовательской работе в области религии, вернее в области тибетского буддизма. Наш институт был основан в 1980 году и в 1985 году мы разделили, можно сказать открыли, еще три направления в области исследовательской работы.
Первое: мы изучаем местную религию бон. Второе: мы изучаем историю тибетского буддизма. Третье: изучаем еще философские теории тибетского буддизма.
Как я уже сказал, одним из направлений наших исследований является исследование тибетского буддизма. Насчет школы гелуг-па. У нас в Тибете есть очень известный монастырь под названием «Дрепунг». И мы издали специальную книгу об истории и развитии этого монастыря. Также издали книгу об истории монастыря Сэра. В нашем институте работает двенадцать научных сотрудников, они в основном изучают основные школы тибетского буддизма. Например, мое направление Кагью-па. Свою работу я завершил в этом году. Мы завершили важный проект по изданию всех книг по всем направлениям тибетского буддизма гелуг-па, кагью-па, сакья-па, ньигма-па и еще местной религии бон.
Я сам родом из западного района Тибета, района [Нгари] и поэтому в свое время написал книгу об истории района, о том, как местное население некогда переселилось сюда и сформировалось.
В дальнейшем, я думаю, для укрепления наших обменов, мы сможем послать по почте уже изданные материалы по научной работе нашего института.
Я думаю, что будет очень хорошо, если у вас будет возможность посещать Тибет и общаться с местными научными кругами и для того, для того чтобы совершать паломничества и т.д.»…
Эльбиков Х.Б., представитель Объединения буддистов Калмыкии: Здесь у меня сразу возник вопрос. В прошлом году наша группа паломников из Калмыкии планировала посетить Тибет, и почему-то их не пустили. Был куплен тур через туристическую фирму. У них пропали деньги, затем устроили обыск туристам именно из Калмыкии. Здесь присутствует представители посольства, это в прошлом или позапрошлом году… Непонятно, какие причины здесь могут быть, это были простые паломники, обычные люди. Хотели посмотреть, просто посмотреть Тибет.
Цыженьцзябу, директор Института религиоведения Тибетской академии наук:” Мы активно осуществляем научные обмены с нашими научными коллегами, но перед тем, прежде чем такой обмен состоится, мы обычно заключаем соглашение о сотрудничестве, научных обменах. И только после этого начнем конкретные шаги по обменам. Конечно, мы готовы так поступать с нашими российскими коллегами. Только что я очень коротко я рассказал о нашей научной деятельности, если есть вопросы я готов ответить на них”.
Эльбиков Х.Б., представитель Объединения буддистов Калмыкии: Так как я здесь вместе с коллегами представляю общественные организации, то, пользуясь случаем ‒ тем, что здесь присутствуют представители посольства Китайской народной республики, хочу задать следующий вопрос. Каково ваше мнение относительно визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию? Это очень актуальный вопрос. Я не могу его не озвучить. Когда я выйду за пределы этого хурула, общественность ‒ прежде всего пожилые люди ‒ спросят меня, каково ваше мнение о визите Далай-ламы.
Лянь Сянминь, директор Современного института китайского исследовательского центра тибетологии в Пекине:
— Только что вы задали два вопроса, позвольте мне ответить на ваши вопросы. Как только что мои коллеги рассказали вам, мы придаем большое значение исследовательской работе ‒ тибетологии. Как вы знаете, Тибет, Тибетский автономный район является одним из 5 автономных районов в Китае, пользующихся особыми привилегиями в Китае. Конечно, для визита в этот регион нужно сначала получить согласие со стороны народного правительства Автономного округа, района…
Насчёт вопроса о приеме или отказе в поездке каким-либо делегациям, эти вопросы разрешаются самим правительством Тибетского автономного района. В этом отражаются их уникальные привилегии и так далее.
Как всем известно, Тибет находится на очень большой высоте и там природные условия не очень хорошие, можно сказать, даже суровые. Поэтому, исходя из состояния здоровья этих туристов, мы иногда, конечно, отказываем от заявок некоторым туристам. Нужно еще учитывать очень важный момент, с учетом того, что Тибетский автономный район является относительно экономически отсталым районом Китая.
Там очень ограниченные возможности для того чтобы принимать делегации со всех концов мира, поэтому иногда нам просто приходится отказываться от заявок некоторых туристических групп.
И Тибетский автономный район пользуется особыми привилегиями, и центральное правительство также очень внимательно прислушивается к их желаниям, мнениям и требованиям. И то, как господин Цыженьцзябу сказал: «Если вы хотите поехать в Тибет для научных обменов, лучше все таки заключать соглашения с китайской стороной в лице его института и после этого вам будет гораздо легче попасть туда».
Насчет вашего второго вопроса о визите Далай-ламы XIV в республику Калмыкия. Я, как ученый так считаю, что, как вы знаете, после 1959 года Далай-ламы XIV, покинув свою страну, переехал в Индию, там он остается до сих пор.
И как вы знаете, после того как Далай-лама XIV переехал в Индию, вместо религиозной деятельности, он долгое время занимался политическими вопросами, под его руководством также было создано так называемое «эмигрантское правительство Тибета за рубежом». И он очень высокую должность занимает в этом правительстве.
Просто из-за того, что его политическая деятельность уже серьезно вредила интересам Китая в области безопасности, поэтому мы выступаем против его политической деятельности, направленной против интересов Китая.
Мы также из-за этого выступаем против зарубежных визитов Далай-ламы XIV в другие страны с этой целью.
Я думаю, что сам Далай-лама XIV должен нести ответственность за всяческие неудобства и трудности для того, чтобы совершить зарубежный визит, в том числе в Россию, в Республику Калмыкия.
Насколько я знаю, в действующей конституции так называемого «эмигрантского правительства» предусматривается, что Далай-лама XIV по-прежнему является верховным главой администрации этого правительства. Это вынуждает Далай-ламу XIV продолжать заниматься политической деятельностью.
Я лично считаю, что политические амбиции Далай-ламы XIV ограничивают его деятельность в других областях.
Вы знаете, на самом деле, центральное правительство Китая поощряет укрепление научных обменов между буддийскими ассоциациями Китая и своими зарубежными партнерами.
Я думаю, что укрепление обменов между Республикой Калмыкия и Тибетским автономным районом только послужило бы стимулированию и взаимодействию и укреплению взаимодействия между этими регионами в области тибетского буддизма.
Эльбиков Х.Б., представитель Объединения буддистов Калмыкии: Я хотел бы сказать несколько слов. Я не случайно задал этот вопрос. Вопрос действительно волнует общественность и не только Калмыкии, но и трех буддийских республик Бурятии, Тывы и Калмыкии.
Есть ещё Забайкальский округ, где проживают буддисты, есть еще буддийские общины, центры в крупных городах России.
Когда мы говорим о визите Его Святейшества Далай-ламы в Россию, в традиционные буддийские регионы, мы ведем речь о религиозном визите. Мы не говорим политическом визите, но прежде всего о пасторском визите, религиозном. Это очень важный момент.
И как я уже говорил, для старшего поколения в трех традиционных республиках очень важно встретиться с нашим духовным учителем, с нашим лидером.
Вопрос визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию — это вопрос жизненно важных интересов, прежде всего старшего поколения, а также молодого поколения нашего народа, в традиции которого эта религия (буддизм) всегда была, институт Далай-лам всегда был, и я думаю, и в будущем он также будет. Поэтому данный вопрос очень важен!
И еще я хочу сказать: мы знакомы с ситуацией в Тибете, с деятельностью Его Святейшества Далай-ламы. Мы знаем, что он снял с себя политические полномочия. Сейчас он является только духовным лидером.
Мы знаем позицию Его Святейшества Далай-ламы в отношении Cрединного пути в решении тибетского вопроса, мы в курсе этой ситуации.
Я не хочу сейчас спорить с коллегой, но я благодарен ему за то, что он открыто говорит свое мнение. Важно, чтобы это общение было искренним.
Мы говорим, что мы – братья, что мы дружим, поэтому, если мы считаем себя братьями, мы можем задавать вопросы и получать ответы. Можно прокомментировать то, что я сказал?
Лянь Сянминь, директор Современного института китайского исследовательского центра тибетологии в Пекине:
Да, действительно, я полностью согласен с вами в том, что настоящие друзья общаются самим искренним, откровенным путем. Действительно, Китай и Россия — дружественные соседи, стратегические партнеры. Стороны, конечно, будут учитывать в полной мере интересы и озабоченности друг друга при принятии решений важных вопросов. Конечно, и Центральное правительство Китая очень ценит мнения и замечания из Тибетского автономного района по некоторым вопросам.
На самом деле, линия Центрального правительства по вопросу о Далай-ламе XIV является неизменной за прошедшие долгие годы, поэтому мы очень заинтересованы в укреплении общения между нашими народами, чтобы мы заложили прочный фундамент для укрепления взаимопонимания между нашими народами.
Эльбиков Х.Б., представитель Объединения буддистов Калмыкии: Все-таки, вы, уважаемые, согласны, что возможен визит Далай-ламы в буддийские регионы России? Религиозный визит. Безо всякой политической подоплеки. Я договорю. В 2004 году, когда Его Святейшество Далай-лама приезжал в Калмыкию, понятно, что проводился анализ этого визита, не было ни одного момента, который бы говорил о политической составляющей. Это был чисто религиозный визит. И пример 2004 года говорит о том, что никакой политики в нем не присутствовало. Это был исключительно религиозный визит. Я буду объяснять людям вашу позицию, и я очень благодарен, что вы отвечаете.
Лянь Сянминь, директор Современного института китайского исследовательского центра тибетологии в Пекине: Я думаю, что, может быть, только что вы не совсем точно меня поняли. Я хотел сказать, что исходя из того, что Далай-лама должен отмежеваться от политической деятельности, он сам, инициатива в руках у него самого — Далай-ламы XIV, мы так считаем.
Я думаю, если Далай-лама XIV готов признать, что Тибет издавна является неотъемлемой территорией Китая, и о том, что Тайвань тоже является неотъемлемой частью Китая и если он также сможет публично выразит готовность прекратить раскольническую деятельность, я думаю, все-таки, что для него будет возможность возвращаться в русло диалогов и переговоров с Центральным правительством…
З.Г.Антонова, буддийский центр «Ченрези»: Мы буддисты и мы верим, что все в этом мире изменяется. Нам приятно слышать, какие большие изменения произошли в Тибетском автономном районе, что развивается буддизм, литература. Нам это очень приятно.
Можем мы сказать о себе? В России 70 лет была запрещена религия, и, казалось, это было окончательно. Пришло время и вот уже двадцать лет, как нам разрешили заниматься религией. Буддизм у нас молодой, ему двадцать лет, но нам непросто. Были сожжены все хурулы, вся литература, и фактически мы начинали на голом месте. В этом огромную помощь нам оказывает Далай-лама и наша любовь к нашему лидеру буддизма. Мы далеки от политики, нас не интересует политика. Китай с Россией были в дружественных отношениях, мы это помним это. Но у нас очень много пожилых людей, которые перед смертью хотели бы увидеть своего лидера. Их мало интересуют китайские отношения, их интересует лидер буддизма, чтобы он к нам приехал.
Как сказал мой коллега, когда в 2004 году лидер буддизма приезжал к нам, ни о какой политике не было речи… Была одна религия. Я не хочу вникать в эти вопросы, что должен Его Святейшество признать… Конечно, нам немножко больно, что божество, Будда (мы считаем его Буддой) должен то признать или это. Мы считаем его Буддой, и когда Будде говорят: вы должны то признать и это, нам больно. Но мы хотели бы, чтобы вы пошли к нам на встречу. У нас столько пожилых людей, которые хотели бы перед смертью увидеть Далай-ламу. Помогите нам, вы наши братья.
Неужели наши бабушки и приезд Его Святейшества принесут вред Китаю?! Здесь представители МИД КНР, передайте, что мы не испытываем к Китаю враждебности, устои Китая непоколебимы. Мы питаем любовь к китайскому народу, и мы питаем особую любовь к тибетскому народу… Нам всегда говорят, что покровитель Китая — Манджушри, божество мудрости. Будьте же мудрыми.
Лянь Сянминь, директор Современного института китайского исследовательского центра тибетологии в Пекине: Я думаю, что только что достаточно подробно изложил свою позицию. Инициатива в руках у самого Далай-ламы. Если он решится отойти от политической деятельности, у него было бы больше возможности осуществлять деятельность в других странах. По-моему, вы в качестве поклонников Далай-ламы могли бы передать через свой канал, чтобы он был отделен от политической деятельности. Потому что он уже 14 Далай-лама, его предшественники хорошо действовали в этих вопросах.
Элиста, Республика Калмыкия