Харизматичный Игорь Кичиков против системы «одноклассников и друзей»
Известия Калмыкии: В преддверии выборов депутатов Народного Хурала (парламента) Калмыкии, которые состоятся 8 сентября текущего года, одной из первых о своих намерениях в них участвовать заявила партия «Единая Россия». Нарочитая демонстрация силы и мощи калмыцкого отделения «партии власти» в виде проводимого сейчас праймериза, амбициозные планы по завоеванию местного электората никого не удивляют – так было всегда. Однако достигнуть поставленных целей возможно не только числом, но и умением, то есть результативной работой предвыборной команды за счет, в основном, качества партийных кандидатов.
На наш взгляд, представленный состав участников праймериз «ЕР» выглядит бледновато, поскольку среди них реально мало политических тяжеловесов – людей с харизмой и опытом участия в выборах.
Например, таких, как Игорь Кичиков – экс-председатель Народного Хурала РК, бывший министр здравоохранения и социального развития республики, ранее являвшийся также депутатом Элистинского городского собрания.
Узнав, что Кичиков вернулся из Брянской области, где он работал в должности заместителя губернатора, «ИК» взяли у него интервью.
— Игорь Владимирович, как давно вы находитесь здесь и в каком качестве?
— Три года я честно и добросовестно отработал на благо Брянской области – этой красивой, исконно русской губернии. Хорошо изучил специфику области, близко познакомился с людьми, ее населяющими, приобрел много новых друзей.
Но прошло три года – срок для карьеры госслужащего достаточный, тем более я не планировал там оставаться на долгий срок. Захотелось домой. Знаете, все-таки три года провести вдали от семьи, а у меня в Элисте остались жена, двое детей и двое внуков, было довольно тяжело, не скрою. К тому же соскучился по родному степному воздуху, простору, калмыцким блюдам. Поэтому принял решение возвратиться на родину.
Как раз, кстати, поступило предложение занять должность вице-президента крупного московского банка — ОАО АКБ «Международный финансовый клуб» по Южному федеральному округу. Зарплата с прежней несоизмеримая, работа поспокойнее, есть возможность часто и подолгу бывать дома.
— Это правда, что Вы написали заявление о выходе из партии «Единая Россия»? И если да, то почему?
— К сожалению, это так. В рядах партии я провел 8 лет. Возглавлял фракцию «Единой России» в Народном Хурале, да и в Брянской области принимал активное участие в деятельности региональной парторганизации.
По приезду домой осенью 2012 года я встречался с руководством республики, предлагал использовать мои знания и опыт в калмыцком отделении партии, понимая, что предстоят парламентские выборы. Все-таки мне хотелось бы вернуться в Народный Хурал, поработать над республиканскими законами, тем более я был спикером. Работа в парламенте мне ближе по духу, чем в исполнительном органе власти, где я уже поработал достаточно. Я могу сравнить работу в Минздравсоцразвития республики и в администрации Брянской области и скажу, что, пожалуй, мне ближе все-таки законотворческая деятельность. Считаю, я мог быть полезен с учетом накопленного опыта в этой сфере.
Но, к сожалению, я получил отказ, твердый, хотя и тактично высказанный.
— Наверное, обидно было?
— Конечно, было обидно. В душе я еще какое-то время надеялся, что понадоблюсь. Но когда в конце апреля в официальных газетах увидел список «единороссов» на праймериз, понял, что в моих услугах в КРО «ЕР» не нуждаются. Но ничего, жизнь продолжается. Зато теперь у меня семья полностью беспартийная.
— А как же ваша супруга, которая имеет мандат депутата Элистинского городского собрания?
— Лилия Николаевна является членом Общественной палаты России, и по закону она не имеет права состоять в какой-либо партии.
— Вы признались, что хотели бы вернуться работать в Народный Хурал именно в качестве депутата. Однако сейчас вы беспартийный, между тем выдвигать кандидатов могут только партии. Значит ли это, что вы готовы примкнуть к какой-то из них? Уже рассматриваете какие-то варианты?
— Дело в том, что сразу несколько партий мне предложили возглавить свои будущие избирательные списки. Но я еще не готов дать окончательный ответ. Считаю, пока преждевременно соглашаться. Время для принятия решения еще есть.
— Чувствуется, что вы тверды в своей решимости вернуться в парламент. У вас есть какая-то программа действий?
— Во-первых, меня как бывшего спикера, в том числе лично инициировавшего ряд законов, немного огорчило, что были сданы некоторые завоеванные нами, предыдущим составом парламента, позиции. Например, в свое время мы приняли закон о льготах для репрессированных, касающихся оплаты жилищно-коммунальных услуг. Согласно ему льготный коммунальный тариф распространялся на всю площадь квартиры, в которой проживал репрессированный гражданин, и соответственно на всех членов его семьи. Однако впоследствии Народный Хурал эту норму из закона исключил.
Во-вторых, больно наблюдать тяжелую социально-экономическую ситуацию в республике. Народное хозяйство региона разваливается, не созданы условия для привлечения инвестиций, а те достижения, о которых говорят с высоких трибун, в реальность пока еще не воплощены.
Необходимо изменить систему управления республикой, которая выстроена по «школьному принципу», когда глава региона подбирает членов своей команды из числа одноклассников и дворовых друзей. Не менее опасен и принцип клановости, которым также пронизана вся властная вертикаль в регионе. Все это создает благоприятную почву для коррупции в органах власти.
Допустим, в Брянской области заместители губернатора и ключевые министры утверждаются губернатором только после прохождения процедуры согласования в областной думе. Кандидатура на тот или иной важный пост должна получить одобрение большинства депутатов. И губернатор сто раз подумает, прежде чем предлагать на пост своего зама одноклассника. Такая практика была бы полезна нашей республике.
Калмыкия – аграрный регион, а этот сектор экономики наиболее нуждается в дотациях. Однако сколько раз мы становились свидетелями того, что по причине не выполнения условий софинансирования государственные целевые программы в сфере АПК республикой не выполнялись, и федеральные средства уходили обратно в Москву. Поэтому, я считаю, необходимо закрепить в республиканских законах, касающихся бюджетного процесса, пункт о том, что республика строго обязана соблюдать условия софинансирования всех госпрограмм в агарном секторе.
Кроме того, замечу, вопрос получения субсидий по многим программам, связанным с сельским хозяйством, совершенно непрозрачен и вызывает столько нареканий, что пора навести здесь порядок.
Вообще, много чего хотелось бы сделать. Есть некоторые планы, которые, я надеюсь, удастся со временем реализовать.
Кермен Бадмаева
Известия Калмыкии
Вакансии в администрации Главы Республики Калмыкия