Министр ЖКХ: Жилищный кодекс трудно понять
Степная мозаика. После многочисленных жалоб элистинцев в разные инстанции по поводу оплаты за тепло и «распоясавшихся» счетчиков министр ЖКХ и энергетики Калмыкии Нелли Ткачева решила, видимо, расставить точки над «i». В четверг вечером она дала пресс-конференцию республиканским СМИ.
Министр сразу заявила, что «цены у нас с 1 января не повышались». И напомнила о решении правительства РФ (вероятно, речь о заседании 21.09.2011 г.), «в соответствии с которым тарифы на коммунальные услуги повышаются два раза в год». Причем, если рост тарифов, объяснила модератор, составляет 12 процентов в год, то увеличение идет на 6 процентов в начале года и на оставшиеся шесть — в его середине. «Поэтому если в платежках, которые получили граждане в январе, оплата получилась выше, то это не означает, что повысились тарифы, они на прежнем уровне. И действуют они до 1 июля 2013 года».
Все как бы правильно, но волну протеста вызывали второй год подряд как раз-таки расчеты за декабрь, а не январь.
Впрочем, Россия пережила две волны повышения тарифов в ушедшем году: в июле и сентябре. Согласно прогнозам социально-экономического развития России на 2012-2014 годы. Но почему в Москве, к примеру, два вздорожания составили в среднем около 5 процентов, а у нас все 12-13?
Поскольку были «ошибки в расчетах», власти Калмыкии в прошлом году пошли на расходы (убытки составили 80 млн рублей в феврале-марте 2012 года): независимо от того, что показывали приборы учета, оплата шла по 12 рублей за квадратный метр.
«А сейчас, как мы и предупреждали горожан, будем расплачиваться в соответствии с показаниями счетчиков. Конечно, трудно жителям привыкать к этой мысли, тем более приборы учета у кого-то показали расходы тепла в 2-2,5 раза выше, чем было ранее».
За октябрь и ноябрь, заметила министр, жалоб по квитанциям не было, месяцы выдались теплыми. Она также напомнила, что в соответствии с постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам…», показания снимаются с 23 по 25 число месяца. Значит, с 25 ноября по 25 декабря — это платеж за декабрь, который и вызвал волну протеста.
Министр заявила, что ситуация сразу была взята под контроль, вместе с городскими властями платежи отслеживались: «Если в некоторых домах показания ПУ оказались выше, жителям выставлялись суммы по нормативу, а не по счетчику, и мы стали проводить разбирательство по каждому дому».
В Элисте 450 многоквартирных домов, большая часть из них (359) — со счетчиками. В остальных расчет за отопление идет по нормативу: 0,0146 Гкал/м. И этот показатель не меняется в республике лет 20, сообщила Нелли Ткачева.
Министр долго объясняла формулу расчета размера оплаты за тепло. Но все формулы по ЖКУ, собственно, расписаны и утверждены упомянутым 354-м постановлением.
На вопрос, в каком состоянии сегодня 8 управляющих компаний, если в 2011 году три из них находились в стадии банкротства, Нелли Анатольевна удивилась: у нас разве есть банкроты? Ну, у нас СпецАТХ в прошлом году числился таковым, и чем закончилось введение процедуры наблюдения, тоже не всем понятно. Муниципальное образование город Элиста в 2011 году владело акциями семи акционерных обществ, в том числе «Энергосервиса», «Горэлектросбыта», «Буревестника», «Калмгаза». Так, во всяком случае, констатировалось в решении ЭГС от 24 марта 2011 года.
Единственно, что порадовало, и это заметила министр: граждане стали бороться за свои права, что 55% многоквартирных домов имеют домовые комитеты (советы).
А еще Нелли Анатольевна призналась, что трудно понять Жилищный кодекс и другие нормативные акты, не то что их исполнять. И даже министрам — не то что рядовому гражданину. То есть мы вместе учимся, получается?
Правильно, издается, к примеру, указ № 600 от 7 мая 2012 года — о мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг. А в нем: «до ноября 2012 г. принять меры… по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путём обеспечения конкуренции на рынке этих услуг на региональном и местном уровнях» (?), «до 2018 года — создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса», «до 2020 года — предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия» и т. д. Как это исполнить? Получается, в том числе и из слов министра ЖКХ и энергетики РК, законы на стороне граждан, и ведомство защищает их интересы. Но… эффекта нет.
Впрочем, по сообщениям СМИ, на инвестфоруме «Россия зовет!» в октябре прошлого года президент сказал «прямо и откровенно»: «Нам не удалось выработать эффективных и действенных механизмов преобразования в сфере ЖКХ».
Так что еще шишки придется не раз набить. И не исключены новые «тепловые» удары?
Райма ГРИГОРЬЕВА
Степная мозаика