Системный администратор спас банк от проникновения в компьютерную систему
Новости Калмыкии: Системный администратор спас банк проникновения в компьютерную систему, об этом сообщает газета «Степная мозаика». В частности, газета «Степная мозаика» пишет: В такой маленькой республике, как Калмыкия, любое происшествие моментально становится достоянием, как выражались в советские времена, широких народных масс. А попутно обрастает деталями, подробностями и домыслами.
То же произошло и с уголовным делом, возбужденным недавно в связи с хищением сотен миллионов рублей в калмыцком филиале Россельхозбанка. В маршрутках и парикмахерских, на лавочках у подъездов и очередях в поликлиниках заговорили: украли 300 миллионов, а директор сбежал в Бразилию! Об этом рассказывают, ссылаясь на «самые надежные» источники – двоюродного племянника в МВД, соседку, работающую в банке, а то и на московского проверяющего, который успел пооткровенничать, когда якобы совмещал инспекцию с осмотром достопримечательностей калмыцкой столицы Элисты и Целинного райцентра села Троицкое, об этом сообщает газета «Степная мозаика».
Сейчас, когда расследование только начинается, невозможно предугадать, в какой ипостаси предстанет истина. Поэтому рассказ о далеко не святой предприимчивой молодой троице и федеральном инвестиционном банке предлагаем считать «вариациями на вольную тему».
Итак, первый герой нашей истории – некто С-ев, директор, допустим, Целинного отделения Россельхозбанка. И, как судачат, двоюродный брат заместителя начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями регионального МВД.
Неприятности у этого доброго человека начались в тот момент, когда несколько крестьян обнаружили, что на них оформлены миллионные кредиты с фиктивным обеспечением. Трудно сказать, почему они сразу не пошли подавать заявления о мошенничестве, но, так уж случилось, обратились они к В-еву, второму герою нашего криминального детектива. Этот банкир, видный единоросс и известный общественник, пообещал за три дня решить вопрос, об этом сообщает газета «Степная мозаика». И, по слухам, действительно решил – нашел своих людей, на которых спешно оформили новые кредиты, а полученными деньгами рассчитался с недовольными фермерами.
И быть бы скандалу замятым, но вот незадача – обманутых сельчан оказалось намного больше, чем можно было предполагать. А в кассе у С-ева, тем временем, образовалась брешь в 59 миллионов рублей.
Между майскими праздниками предприимчивый делец, понимающий, что под ним начинает дымиться кресло, не вышел на работу безо всяких объяснений. Его индифферентно поискали (подумаешь – прогул – чепуха!): надо было, прежде всего, улаживать вопрос с московской проверкой. Поэтому В-ев аккурат в День Победы корпел над бумагами в своем кабинете и, неожиданно для себя, «погорел», когда системный администратор поднял тревогу из-за проникновения в компьютерную систему.
Как оказалось, С-ев решил исчезнуть, предварительно подготовив себе небольшой частный пенсионный фонд. Он взял пластиковую карточку и, пользуясь имеющимся допуском, перевел на нее 100 млн рублей.
Его мечты о тропическом острове и безбедной старости беспощадно «обломали» сисадмин и В-ев. Первый заметил и заблокировал неслыханную транзакцию, а второй примчался задерживать подчиненного с поличным. Правда, тому удалось отбиться от В-ева и оказавшегося рядом кассира, и сбежать.
Сразу скажем, сбежал он недалеко. После того как заявления о махинациях с кредитами только за один день подали 12 человек, оперативники ФСБ обнаружили беглеца в Астраханской области. Там он опрометчиво выходил в социальные сети с мобильного телефона, из-за чего и попался.
Четыре опера на одно дело
За расследование взялись сразу два следователя и четыре оперативника. Говорят, сейчас и пятого собираются вызвать из отпуска, потому что только потерпевших пришлось опрашивать в две смены. По последней информации, ущерб приближается к 1 миллиарду рублей, а в деле появился еще один фигурант.
Речь идет о Д-ове, который возглавлял районный филиал до С-ева, а затем ушел на повышение в Элисту, оставив своему преемнику проблемные долги. Следователи, говорят, уже отправили образцы почерка фигуранта на экспертизу, чтобы сверить с подписями на фиктивных кредитных договорах. Д-ову вместе с двумя другими персонажами этого некрасивого дела, а заодно членами кредитного комитета банка, теперь грозит обвинение по ст. 210 УК РФ – организация преступного сообщества. Это, само собой, помимо мошенничества в особо крупных размерах.
Количество потерпевших по этому делу нарастает, как снежный ком. Кроме банальностей вроде выдачи кредитов за откаты (от 10 до 25 процентов – как договоришься), выплывают на свет и «дела минувших дней», зародившиеся при бывшем руководителе республики Илюмжинове, говорят, гениально разработавшем эту криминальную схему: как кредиты оформляли на людей, которые об этом не ведали ни сном, ни духом; как крестьян, получивших ссуду, чтобы, например, перехватиться во время посевной, понуждали отдать всю или часть суммы в долг благодетелям на какое-то время.
Знающие люди говорят, что теперь от настойчивости следствия зависит, сколько всего нарушений и махинаций будет вскрыто. Станет ли известно, например, о том, как некая зерновая компания взяла кредит под будущий урожай, а для проверяющих в закромах элеватора возвела деревянные поддоны, чтобы насыпанная в них толика пшеницы казалась десятками и сотнями тонн. Или о том, как частные лица брали кредиты под залог муниципального кинотеатра.
Инвесторы или ростовщики?
Но самый главный вопрос состоит даже не в скандальности возбужденного дела и циничности его фигурантов, а в том, ответит ли кто-нибудь за разорение калмыцких крестьян. Как, в какой момент, при конкретно каком управляющем банк, пользующийся мощной федеральной поддержкой, трансформировался из инвестиционного в ростовщический? Почему он вкладывался не в производство, а в короткие коммерческие кредиты и всякую потребительскую ерунду? Будет ли подсчитан экономический ущерб от деятельности шустрой молодежи? Вернутся ли деньги по назначению?
Пока же создается впечатление, что руководство банка заинтересовано только в том, чтобы максимально отстраниться от мошеннического кредитного конвейера и исключить любые попытки со стороны потерпевших добиться возмещения ущерба, об этом сообщает газета «Степная мозаика».
Что же до изменения кредитной политики, то, как знать, может быть, В-ев и его соратники не по собственной прихоти ударились в выполнение коммерческих показателей. То ли выполняли московские распоряжения, то ли вынуждены были удерживать филиал на плаву, не имея возможности избавиться от «токсичных долгов» прошлых лет. Ведь, если копнуть, нетрудно выяснить, как получали 200-миллионные кредиты и разорялись, растворялись на просторах России всякие «агронивы» и прочие фантомы, об этом сообщает газета «Степная мозаика».
P.S. Рассказанная история, напомним, не претендует на истину в последней инстанции, но, тем не менее, имеет право на жизнь – по крайней мере, пока ее не подтвердит или опровергнет суд. Но совет нашим читателям хотим дать самый серьезный: наведайтесь в Россельхозбанк. Не поленитесь и проверьте, не висит ли случайно на вас кредит, который вы не брали. А то ведь, было дело, несколько человек обнаружили себя должниками, получив уведомление о начислении пени за просрочку выплат.
Сергей Колычев, специально для «Степной мозаики»