Кирсан Илюмжинов: «Лидер никогда не должен слушать толпу»
Новости Калмыкии: Новое интервью Кирсана Илюмжинова.
Кирсан Илюмжинов: «Лидер никогда не должен слушать толпу»
Беседовать с человеком, который долгие годы находится во власти, непросто, но я решила попробовать.
Президентом Калмыкии он возводил храмы и насыпал курганы, с нуля построил шахматный город, на выборах на пост главы ФИДЕ обыграл 12 гроссмейстеров. Он дружит с президентом Сирии Башаром Асадом, тепло вспоминает посиделки с Муаммаром Каддафи и называет себя человеком мира, четко осознавая, что всегда хотел именно этого — задыхаться от работы невзирая на должности.
Кирсан Илюмжинов подарил час своего времени порталу Finparty.
— На какие деньги вы возвели все православные и буддистские храмы на своей родине?
— На личные средства, которые как бизнесмен заработал. К примеру, чтобы построить вот этот самый высокий буддистский храм в Европе, у которого 1200 золотых компонентов, я сначала в центре Элисты разрушил старый бетонный завод, насыпал на его месте курган, продал свой личный самолет, вложив в строительство $25 млн, и даже нарисовал эскиз, каким этот храм быть должен. Предлагаю вам, Лена, угадать, в какие сроки было завершено строительство.
— Иностранцев привлекали?
— Нет, все своими силами. Работало полторы тысячи человек…
— Рискну предположить, что при самых лучших раскладах ушло года три. (Произношу я некую цифру, чтобы скрыть замешательство, т. к. в теме капитального строительства не сильна).
— Мы возвели этот двухэтажный храм, который вмещает две тысячи человек, и покрыли его позолотой за восемь месяцев.
В его словах нет особой гордости, он просто констатирует факты. Илюмжинова невозможно мягкой улыбкой заставить говорить о том, о чем хочется лично тебе. Он будет бить цифрами наотмашь, пока ты не поймешь, кто в этом кабинете хозяин.
— Люди оценили ваши старания? Ведь именно по их просьбе вы строили храмы, насколько мне известна предыстория.
— А вот судите сами. Когда я стал самым молодым президентом Калмыкии, в крае вообще не было ни одного храма. Сначала я возвел православный, потом в 1993 году построил буддистский храм в степи за городом, на месте, что указал Далай-лама. Он был на 100 человек и обошелся мне в $5 млн. Деньги собирали всем миром, от людей на строительство поступило 100 000 рублей. Спустя некоторое время пошли жалобы, мол далеко ехать, транспорт ходит нерегулярно, инфраструктуры в степи нет… Хорошо, нашел силы и средства построить вот это золотое чудо в самом центре города на улице Кирсана Илюмжинова. Год меня хвалили все, а потом родственница рассказывает, как идет калмыцкий Новый год, храм забит до отказа, а на ступенях стоят две тетки и вовсю меня ругают: «Ах, этот Илюмжинов — миллионер, спекулянт, жулик — не мог, что ли, храм побольше построить? Вон никто не вмещается…» Я не сильно обиделся, но четко понял — всегда есть те, кто дают, и те, кто готов только брать при этом все больше, да больше. Лидер никогда не должен слушать толпу, он обязан быть выше. Я ответил на ваш вопрос?
— Более чем.
Илюмжинов подтянут и бодр. Он в отличной форме, его не остановить. Глаз горит… Замечаю, что на столе только бумаги и старенький телефон.
— Вы что, не пользуетесь компьютером?
— Нет.
— Шутите?
— Ну не мог же я к вашему приходу специально убрать его со стола?!
— Логично… А как же вы с людьми и партнерами по бизнесу коммуницируете?
— Исключительно при помощи вот этого видавшего виды телефона. Здесь контакты всех — от водителя до президентов (уточнять каких, я не стала). И, кстати, если я звоню, а мне отвечает секретарь, то больше этому абоненту я не перезваниваю.
— Жестко. Почему же?
— Значит человек не ценит мое время.
Таким образом я понимаю, что президентов бывших не бывает. Время этого человека нужно экономить действительно.
— Кирсан Николаевич, в жизни каждого человека многое предопределяет семья. Из какого вы рода? Кто ваша семья?
— Флаг ФИДЕ видите, вот на нем по латыни все и написано — «мы одна семья». Было раньше 14 стран, а сейчас в федерации 190.
Догадываюсь, что собеседник элегантно пытается уйти от ответа, но проявляю настойчивость. Спустя некоторое время она вознаграждается.
— Я родом из Элисты. Мой дедушка был почтальоном. Когда он возвращался с работы, то пацаном ловил меня во дворе и заставлял с ним играть в шашки. Через неделю я стал его обыгрывать. Тогда он научил меня шахматам, через месяц мне и это стало не интересно, так как я постоянно его побеждал. То есть президентом ФИДЕ я стал во многом благодаря моему настырному деду, который всегда хотел отыграться и усаживал меня за доску.
В школе со второго класса у меня даже четверок не было, я круглый отличник, если вам интересно.
Моя мама ветеринарный врач. Ей 82 года, вот только что ей звонил, а она опять на работе. Ей уже награду вручили, у нее 60 лет непрерывного трудового стажа, а она все животных лечит. Каждая собака в городе ее действительно знает (улыбается).
— То есть вы потомственный трудоголик.
— Отец у меня работал инженером в управлении хлебопродуктов. Сейчас тоже звонил, он по делам ветеранов в Монголии. Ему 86 лет.
Я сам потомственный казак. До войны был в Ростовской области колхоз имени Кирсана Илюмжинова. Это брат моего дедушки, герой гражданской войны, комиссар Второй конной армии. В Элисте главный храм стоит как раз на улице, названной в его честь, хотя многие по ошибке думают, что это я себя увековечил.
— Мне тоже так сначала подумалось, если честно, простите. Теперь вы объяснили, и я понимаю, что это не культ личности.
— Калмыки легендарны, ведь именно они в 1814 году в Париж вошли. Французы ждали русских, а появилась калмыцкая кавалерия на верблюдах. Об этом есть записки у Бальзака, так и называются «Калмыки в Париже».
В этот момент дверь в кабинет распахивается, входит партнер по бизнесу, следует дружеское рукопожатие. Я понимаю, что исчерпала лимит времени, но по атмосфере чувствую, что еще пару вопросов мне позволят задать.
— Вы встречались с Каддафи. Он любил свой народ?
— Мы с ним дружили. Он был буддист, писал стихи и верил в реинкарнацию. Муаммар очень любил Ливию, никаких миллиардов у него не было, он действительно жил в шатре, где мы часто с ним играли в шахматы. В мой последний приезд Триполи уже сильно бомбили, за сутки было нанесено более пяти тысяч ударов. Он мне тогда сказал: «Никогда не верь американцам. Не верь западникам. Они обманули меня, попросив разоружиться…»
— А вы верите, что во главе многих сегодняшних конфликтов стоит именно Америка?
— Мы живем с вами в мире «желтого дьявола», частной собственности на средства производства. У общества с большими амбициями одна удовлетворенная потребность всегда будет рождать другую. Сильный не остановится, он будет насаждать теорию управляемого хаоса. У Штатов при наличии ПРО все на континенте хорошо, а тут полыхает север Африки, Ближний Восток, Украина. Кругом война, а им хорошо. Как на Рублевке: чей забор выше, тем за ним лучше и живется.
— Мы санкции преодолеем? Выстоим?
— Почему мы? Вы должны про себя думать и задавать вопрос по-другому: «Я выстою?» Настало время индивидуалистов. Если тебе будет хорошо и ты станешь работать по способности, то и другому тоже станет хорошо, — я так рассуждаю. Опираться сейчас нужно только на себя. Бог внутри нас, важна гармония с собой. Мы никому не обязаны с рождения — ни родителям, ни детям. Это ошибочно — полагать, что всю жизнь мы кому-то должны. Обязан человек только самому себе, он должен себя раскрыть и реализовать.
Санкции же меня вообще не задевают как индивидуума. Для общества, я считаю, они даже полезны, иногда нам нужно себя встряхнуть.
— Вы счастливы?
— Да, я счастлив тем, что нахожусь в своем кругу, что реализовываю свои возможности по разным направлениям. За год объезжаю порядка ста стран. Как окончил МГИМО в 1989 году, еще ни разу не был в отпуске, работаю обычно до трех ночи без выходных. Помню, как-то накипело, приехал к Далай-ламе на гору ауру почистить: проблемы, конкуренты, семья… Сижу на высоте 3000 метров, медитирую. Один день проходит, на второй он меня вызывает и говорит: «Иди вниз, работай! Тут есть кому за тебя с богом пообщаться. Карма у тебя другая».
И вы знаете, я ведь действительно пока реализовал себя лишь на 10%, то есть перспективы впереди однозначно есть. К смелым вызовам я готов.
Прекрасная точка. Я раскланиваюсь. Уже у дверей приемной Кирсан Николаевич меня нагоняет и протягивает буклет: «Это вам на память. Полюбуйтесь нашими тюльпанами!» Все же когда человек любит свою землю — это огромная сила.
Руководитель проекта Finparty Елена Ищеева
Продюсер встречи: Родион Гайдар
Фото: Надежда Дьякова и из личного архива