Конеев Менке Элистович о Съезде ойрат-калмыцкого народа
Новости Калмыкии: Главный редактор газеты «Хальмг Унн» Конеев Менке Элистович о Съезде ойрат-калмыцкого народа:
12 декабря — в День Конституции России, в Элисте, в помещении крытого рынка в 8 микрорайоне состоялся съезд — чуулhн ойрат-калмыцкого народа. Организаторы объяснили такое название тем, что мы все-таки корнями ойраты, хотя наш народ разбросан по всему миру.
Съезд проходил по всем канонам подобных мероприятий: с докладами, выступлениями в прениях и с выборами мандатных и счетных комиссий, руководящего органа. Поэтому и газетный отчет будет соответствующим жанру, с учетом духа времени.
После регистрации гостей был исполнен гимн Российской Федерации и Республики Калмыкия. Вел заседание съезда Валерий Бадмаев, председатель оргкомитета.
Он сразу заявил, что мы «не считаемся антагонистами существующего строя и перед съездом были встречи с представителями власти, а накануне Глава РК A.M. Орлов пригласил для беседы членов оргкомитета. Он прекрасно понимает все проблемы и с некоторыми вещами соглашается, где-то мы поспорили, также он призвал быть терпимыми другу к другу».
С основным докладом «О целях и задачах, стоящих перед калмыцким народом» выступил Басан Захаров (руководитель общественной организации «Центр развития ойратской культуры «Тенгрин уйдл»), который определил, что главной задачей является сохранение нации и народа, так как ни язык, ни народ не сохраняются. Многие считают, что сначала надо развивать экономику, а потом — уже культуру. Все заняты нефтью. Япония — страна без ресурсов, зато третья экономика мира. Авария на Фукусиме показала культуру народа, никто не бросился грабить разбитые магазины. Вот что значит культура и самосознание.
Калмыцкая молодежь. Раньше в Сибири, познакомившись в скоре создавали семьи, а сейчас на чужбине не хотят встречаться друг с другом. Много людей уехало из Калмыкии. Дети не слушают старших, нет авторитета.
Правозащитник Семен Атеев считает, что идет катастрофическое исчезновение калмыцкого народа. Он подверг критике закон о языке и призвал признать калмыцкий язык государственным языком и обязательным для всех. И это должно стать не гражданским долгом, а обязанностью для калмыков на гражданской службе, в органах власти. Для других пусть остается гражданским долгом.
Светлана Шевенова (Элистинский лицей) с гордостью поделилась информацией, что Калмыкия по количеству студентов в 6-ти престижных вузах страны занимает шестое место. Элистинский лицей и многопрофильная гимназия вошли в топ «200 лучших школ России», в то время как миллионный Волгоград представлен одной школой. Мы готовим конкурентоспособных детей: они работают «у Грефа», преподают в Чикаго, но многие выпускники, даже МГУ с красными дипломами, не находят работы дома. Есть «эмгэушники», которые работают дистанционно. И такие специалисты нужны были бы здесь.
«Экономика вторична, — сказал докладчик — это не так», — начал полемику Владимир Бамбаев, бывший секретарь Калмыцкого обкома КПСС: бытие все-таки определяет сознание. В статье 41 Конституции сказано «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». А недавно в поликлинике за пленку в ренгенкабинете требовали деньги. Я добился, чтобы мои конституционные права были исполнены.
Дело Илюмжинова живет и побеждает. Где открытие уголовных дел? По участку трассы Элиста-Минводы, по птицефабрике, по ГУП «Чограй», по Элистинскому мясокомбинату, откуда металлолом вывозили несколько лет»,- вопрошал оратор.
Иван Нимгирович Басангов, ветеран культуры, печати: «Все слова верны и злободневны. Проблемы культуры, языка и печати мне близки. Есть три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Но есть еще одна — четвертая власть — общественное мнение. С этой властью надо бы считаться.
По языку. Нет культуры — нет народа. 20 лет назад Анатолий Шалхакович Кичиков, наш ученый, с тревогой говорил об исчезновении калмыцкого языка.
Конечно, власти это тоже беспокоит. Вышел указ Главы РК о сохранении калмыцкого языка. Идет поддержка из бюджета: по 5000 рублей платят учителям калмыцкого языка и столько же будут получать студенты-отличники Института калмыцкой филологии и востоковедения, выбравшие родной язык. Выпускаются учебники, учителя стараются в школах, но беда — большинство учителей пенсионеры».
Почти все ораторы о проблемах родного языка говорили на русском языке. А вот профессор КалмГУ Евдокия Хабунова, «дабы уменьшить этот процент», выступила на безупречном калмыцком языке. Кому-кому, а ей ли не знать проблемы родного языка.
Она с болью поделилась, как они, преподаватели университета, ездят по селам и ищут детей, знающих калмыцкий язык. И родители говорят своим детям: зачем тебе калмыцкий язык. Он не пригодится потом. Мы зовем: «у нас работают курсы — приходите и учите родной язык». Пришло всего два человека.
Считаю, что нам надо объединить все усилия по спасению языка. Хорошо, что здесь прозвучал гимн страны. А надо бы, чтобы спели «Джангар». Вот тут сидит Нандышев Дорджи, который выучил 5 песен эпоса и может спеть.
Сегодня много говорили о земле и что мы, дескать, хозяева. Галдан Бошокту хан как-то сказал: «даже Небо попросит — и то горсти своей земли не отдам».
Наша земля… А что мы с ней делаем? Наша степь усеяна мусором, бутылками, пластиком. Давайте вспомним Ик Цааж, где прописаны наши обычаи, традиции, почитание старших, отношение к земле.
«Мне показалось, что я нахожусь на II съезде РСДРП», — пошутил Владимир Мушаев, профессор КалмГУ, видимо, вспомнив студенческие годы. «Калмыцкая молодежь чувствует себя неуютно в мегаполисах, оказавшись среди сверстников — представителей других народов, которые прекрасно говорят на своём языке, и вот тогда калмыки впервые чувствуют себя ущербными и начинают учить родной язык.
У нас 34 книги советской калмыцкой литературы, есть учебник «Уйнр» для первого класса по новой методике, калмыцкие этические нормы в «Джангаре», в сказках. На перечисленном не только учить надо молодежь, но и воспитывать. Есть проблемы калмыцкого языка, и пусть еще 100 лет они будут. Значит, есть что обсуждать».
Закончились прения. И в завершение мероприятия избрали руководящий орган — исполком съезда — чуулhана, председателем был избран Басан Захаров. Один из основных организаторов мероприятия Валерий Бадмаев отказался быть председателем.
Трудно однозначно судить о прошедшем съезде-чуулhане калмыцкого народа.
На самом деле он соответствовал заданному статусу или нет, я такого вопроса не ставил. Не брал в кавычки название и не ставил беспроигрышную фразу при сомнениях, «так называемый» съезд и прочее. Но когда речь идет о вопросах языка и культуры национальная газета не может обойти вниманием любое подобное мероприятие. Говорили искренне и переживали за состояние родного языка. Это был, пожалуй, самый важный момент.
Предыдущие съезды народов Калмыкии, носившие даже названия чрезвычайных, носили чисто политический характер и направлены были против прежней республиканской власти.
На этом мероприятии тоже звучала жесткая критика действующей власти. Но на то и власть, чтобы ее критиковать, и если есть за что. Опять же, чтоб был конструктивизм.
Мнения по съезду были разные. Были и те, кто считал, что это просто собрание, а не съезд. По мнению члена исполкома чрезвычайного съезда народа Калмыкии 2003 года Натальи Манджиевой, «это не съезд, так как районы пропорционально не были представлены, непонятно, от какого количества населения делегаты выдвигались. Делегаты без полномочий».
Другой делегат сказал, что съезд состоялся и хорошо, что подняли важный вопрос о языке народа, в то же время он категорично отверг реплику о двух районах. Посчитав не актуальной для калмыков, «нам бы освоить и то, что имеем».
На мой взгляд, вопрос о калмыцком языке — это проблема только самих калмыков. Никто нам не мешает знать и изучать родной язык. И дело даже не в школах, учебниках, методичках и научных разработках. Только в семье дается родной язык. Если родители захотят, то дети будут знать и уважать наш язык. Язык должен стать составным элементом культурного человека. Прекрасно говоришь на родном языке — ты культурный человек. Каждый калмык должен чувствовать ущербность от незнания родного языка. Ведь наш язык дал миру «Джангар», у нас своя письменность и графика. У нас богатая история. Не у многих народов такое есть.
Вспомнил же глава региона A.M. Орлов о родном языке и заговорил. Почему бы всем не последовать такому примеру? Это ведь так просто.
Однажды один парень ехал в автобусе с красивой девушкой. Она ему очень нравилась. Через заднюю дверь вошла старенькая женщина в застиранном халате, в руках у нее был бидончик с молоком. Девушка вдруг спросила: «Эта женщина на нас так странно смотрит, ты не знаешь её?». Парень ответил: «Да нет, вроде». Они вышли на следующей остановке. Через день девушка вдруг столкнулась с парнем на улице, он шел с той женщиной. Они поздоровались, и парень растерянно пролепетал: «Знакомься, это моя мама». Девушка узнала её: на ней был тот же халат и у неё светились глаза, когда она смотрела на сына. Парень пошел провожать девушку, за поворотом она дала ему пощечину со слезами: «Ты тогда отказался от своей родной матери, как ты мог? Я не всегда буду красивой, и ты меня тоже предашь».
Вот такая история. Настоящая или я ее придумал — неважно. Просто представьте глаза своей мамы. Разве можно забыть её?
Родной язык и родная мама — понятия неразделимые. С колыбели с нами говорит и напевает песни мать. Первые слова мы повторяем вслед за ней…
Менке Конеев
Элиста, Республика Калмыкия
Доклад Захарова Б. А. на Съезде
Элиста, Республика Калмыкия