Старшина Дурдусов о войне в Сирии
Новости Калмыкии: Старшина Дурдусов о войне в Сирии. Сергей Дурдусов: «Мы уже были в Латакии».
Никому неизвестный порт Латакии в Сирии стал «центровым» в новостных российских и зарубежных каналах. Известно, что там базируются наши военные истребители-бомбардировщики и штурмовики, которые наносят точечные удары по базам боевиков ИГИЛ (деятельность организации запрещена в РФ). Таким образом, наша страна вносит свою весомую долю участия в разгроме международных террористов.
По «сирийскому» маршруту почти полвека назад в составе группы кораблей Средиземноморской эскадры на эсминце «Отзывчивый» отправился матрос Черноморского флота, наш земляк Сергей Дурдусов.
Сергей Данилович Дурдусов — профессор, доктор ветеринарных наук, на протяжении многих лет работал в сельском хозяйстве республики, возглавлял экспериментальное хозяйство КНИИМС, был директором института.
Юношей, ему довелось служить на Черноморском флоте (ЧФ), на эскадренном миноносце «Отзывчивый», который передали в состав Средиземноморской эскадры, сформированной из кораблей разных флотов: Северного, Балтийского и, конечно, ЧФ. Эскадра была создана в противовес Шестому американскому флоту.
О сирийско-израильской войне, которая началась в 1967 году, написано немало, а об участии советских войск даже не упоминалось. В этой войне, которую лучше назвать арабо-израильской, так как со стороны арабов воевали Сирия, Иордан, Ирак, Алжир, а с другой — маленький, но воинственный Израиль, который в «шестидневной войне» разгромил арабов и занял Синайский полуостров и Голанские высоты. Так началась война. И правительство СССР приняло решение оказать военно-техническую помощь арабским странам.
В 1968 году большие десантные корабли (БД) эскадры с морскими пехотинцами и несколько эсминцев направились в Египет, рассказывает свежий номер «Хальмг Унн». И вот тогда Сергей Дурдусов и принял свой первый бой… Советские эсминцы, стоя на рейде, поддерживали огнем главных калибров наступление арабских войск. Четыре 130-мм пушки из двух башен: носовых и кормовых через каждые 6 секунд отправляли на позиции противника двухпудовые снаряды. Старшина команды Дурдусов командовал носовой двухорудийной башней и его 24 подчиненных должны были успеть уложиться в эти 6 секунд…
«Наши корабли базировались в Порт Сайде, Александрии, — вспоминает ветеран боевых действий, — выходили в рейд только для обстрелов вражеских позиций. Недавно по телевизору услышав про аэропорт Латакию, аж вздрогнул от неожиданности. Наш эсминец заходил в порт Латакии — набирали воду. Помню пляжи и какие-то античные развалины…
Теперь там стоят наши самолеты, и их охраняет морская пехота. Как ветеран боевых действий переживаю за наших летчиков и морских пехотинцев. Хотелось бы, чтобы они выполнили свою боевую задачу и вернулись живыми домой…».
Два года Сергей Дурдусов был в Сирии, частые боевые эпизоды сменялись и отдыхом, и купанием на пляжах, и спортивными состязаниями с арабскими военными.
Но всё-таки эта была война. Наши корабли, авиация, военные советники оказали огромную помощь арабским странам в сохранении своей независимости. Эсминец «Отзывчивый», как и другие корабли, справился со своей боевой задачей. Огневая поддержка с моря была сильной, и противник тоже был не лыком шит — в ответ прилетали такие же «подарки» от израильтян. И легкой средиземноморской прогулкой те события не назовешь. Так что сигнал «Боевая тревога» для Сергея Дурдусова, человека мирной профессии, ныне пенсионера, звучал много раз у сирийских берегов. Как и сейчас для многих наших российских парней.
В 2000 году в Закон о «О ветеранах» Государственная дума РФ внесла изменения, и «сирийские» ветераны стали легитимными — статус секретности был снят. Известно, что около 60 тысяч человек участвовали в этой войне. И государство не забывает ветеранов. Наш земляк получает небольшую военную доплату к пенсии.
Сергей Дурдусов входит в Центральный российский совет ветеранов войны в Египте. Эту войну еще называли «неизвестной».
Менке Конеев, Хальмг Унн