Иностранным продюсерам покажут уникальный калмыцкий балет о засухе!
Иностранным продюсерам покажут уникальный калмыцкий балет о засухе, об этом сообщает Руслан Мельников (Элиста) в «Российской газете».
Видеозапись премьеры первого калмыцкого балета, прошедшей в Элисте, отправляется к известным европейским продюсерам. Причем, как отмечает автор постановки, руководитель государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» Надбитов Петр Тимофеевич, интересен не только сам факт появления постановки под названием «Живая вода», но и фабула, весьма актуальная для засушливой Калмыкии.
— Наша республика с советских времен страдает от отсутствия воды. В некоторых районах люди роют колодцы и закрытые бассейны и завозят туда воду. Так что идея нашей балетной сказки близка всем калмыкам, — говорит Петр Надбитов. — Главные герои — Человек, Вода, Ласточка и Суховей. Начинается все со встречи Человека и Воды. Между ними возникают отношения, но неожиданно налетает буря. Суховей сметает все на своем пути, избивает Человека и пленяет Воду. С едва живым и потерявшим самое дорогое Человеком остается Ласточка. Но вскоре они поднимают народ, идут на борьбу с Суховеем и в конце концов освобождают Воду.
Любопытно, что «Живая вода» появилась еще в 80-е годы. Именно тогда Петр Надбитов написал либретто балета-сказки, а известный калмыцкий композитор Петр Чонкушов — музыку. Но осуществить профессиональную полноценную постановку в то время так и не удалось. А после смерти композитора, музыка была потеряна на десятки лет.
Искать ее и восстанавливать музыкальное оформление пришлось долго и кропотливо. Энтузиасты обращались на радио, телевидение, в архивы. Финал, например, воссоздавали практически с нуля, требовались многочисленные аранжировки. Не менее серьезной проблемой для Калмыкии оказался дефицит кадров в области хореографии. Но даже когда удалось восстановить музыку и собрать коллектив (в том числе и из детской студии танцев, действующей при театре), еще оставались сомнения в успехе.
— Я считал, что публика не поймет и не примет балет, — признается Петр Надбитов. — Думал, что классика уже не в моде, и современный зритель предпочитает другие жанры. Каково же было мое удивление, когда после премьерного спектакля зал сотрясли настоящие овации. Шум, восторженные крики… Зрители поднялись с мест. Даже наш министр культуры поддался общему порыву и кричал вместе со всеми «Браво!»
Руслан Мельников (Элиста)
газета «Российская газета»
Воспоминания Надбитова Пётра Тимофеевича