Калмыцкий чай пьют на платиновых месторождениях
Новости Калмыкии: Калмыцкий чай пьют даже в Зимбабве на платиновых месторождениях, об этом сообщает отдел туризма КалмыкияНьюс. Калмыцкий чай (чай с молоком и солью) является популярным напитком в России и США, об этом уточнили в отделе туризма.
Вот что пишет газета «Калмыцкая Правда»: Как говорит наш земляк, Юрий Муев, земля — наш общий дом. И это так: уже третий год он вместе с супругой Светланой живет в Республике Зимбабве. Мы связались с ним по Интернету и попросили рассказать о своей жизни на африканском континенте.
— Юрий, где вы родились, какое у вас образование?
— Я родился в Калмыкии, в поселке Мирный Октябрьского района. Отец родом из п. Сарпа Кетченеровского района, так что я — хошуд. Папа, Муев Николай Егорович и мама, Муева Галина Мукаевна, сейчас живут в г.Москве. Когда мне было четыре года, родители переехали в село Троицкое Целинного района, где я пошел в первый класс. В этой школе проучился 2 года, затем в 1993 году наша семья переехала в г.Элисту, и меня перевели в школу №12. Затем поступил в РУДН на отделение «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» инженерного факультета. Моя профессия — геолог.
— Расскажите о своей семье, где встретились с супругой, она ведь тоже из Калмыкии?
— С будущей женой Светланой я познакомился случайно. Долго дружили, прежде чем пожениться. Родом она из Приютненского района. Супруга поехала со мной в Африку. По образованию она врач, для того, чтобы устроиться на работу в Зимбабве, нужно отработать в местной муниципальной больнице, а условия там не самые лучшие.
— В каком году уехали в Африку?
— За границей работаю с 2010-го года. До этого трудился в России: на Полярном Урале, в Сибири, в Мурманской области. В 2010 году устроился в компанию, занимавшуюся концессиями в Мьянме. Проработал в Мьянме суммарно год: были небольшие командировки по несколько месяцев.
Впервые в Африку, в Танзанию, попал в 2010-м году. Затем — Зимбабве, Сьерра-Леона, Ботсван, но это были небольшие командировки по 2-3 месяца. Сейчас работаю в Зимбабве в компании «Great Dyke Investment» ведущим геологом на платиновом месторождении, на Великой Дайке.
— На каком языке общаетесь?
— На английском. Я очень благодарен учителям элистинской средней школы II2, которые привили мне любовь к английскому языку.
— Какой там климат?
— Климат субэкваториальный и тропический. Жаркая весна (сентябрь-ноябрь), дождливое лето (декабрь-апрель), сухая прохладная зима (июнь-август), май, наверное, можно назвать осенью: дождей уже нет, еще тепло. В холодное время года температура ночью может опускаться до ноля градусов. Но обычная температура днем -13-17 градусов и 4-5 — ночью. Предприятие построило жилье на участке, где ведутся работы. В нашем доме 2 комнаты, душевая, туалет. Участок находится в 75 км от столицы. На протяжении четырех лет компания арендовала жильё для своих сотрудников в г. Хараре (столица Республики Зимбабве).
— В Африке работают ли еще калмыки?
— Да, есть коллеги-геологи в Гвинее и Танзании. Представляете, с другом-земляком из п. Сарпа, работающим в Гвинее, чуть не встретились в Сьерра-Леоне, но разминулись из-за графика, и я уехал в глубь страны, занимался там поисками золота, а он — вблизи побережья искал бокситы.
— Нравится ли вам там жить?
— Да. Здесь хороший климат, приветливые люди, интересная работа. Есть, конечно, сложности, но они будут в любом месте, где бы человек ни находился. В Бирме плохие дороги и сложность транспортной доступности, в Сьерра-Леоне — коррумпированные чиновники и полиция, в Танзании, — вдали от крупных городов, — проблема с английским языком.
— Профессия геолога нелегкая, но интересная, особенно для нас, степняков. В каких странах вы уже побывали, где пришлось сложнее всего?
— Работал в Мьянме, Танзании, Сьерра-Леоне, Ботсване. Занимался поисками и разведкой месторождений золота, алмазов и платины. Условия труда везде разные. Нет ни одного похожего месторождения, но в основном поиски не вызывают проблем, чаще всего бывают трудные условия. Наверное, в Сьерра-Леоне было сложнее. Я попал в сезон дождей, когда лучше добывать россыпное золото, чем искать его, кроме того, грунтовые дороги плюс дождь, не прекращающийся в течение трех месяцев, — все это приводит к тому, что переезд с места на место превращается в пытку. Добавьте ко всему малярийных комаров, плохое обеспечение мобильной сети, полицейских, требующих взятки за воздух, которым вы дышите. К тому же в той командировке я побывал, когда шли летние Олимпийские игры в Лондоне. Чтобы посмотреть бой Мингияна Семенова, пришлось ехать в местный бар, который находился в 40 километрах от места, где я жил, и угощать всех посетителей пивом.
Африканцы традиционно предпочитают смотреть те виды спорта, где участвуют сами, и борьба не вызывает у них позитивных эмоций.
— Скучаете по дому? Как часто гостите в Калмыкии?
— Конечно, скучаем. Дома все знакомое и родное. Сколько бы ни провел лет вдали от Родины, всегда хочется вернуться туда, где родился. Думаем, что в этом году осенью сможем приехать в Элисту. В мае прошлого года навещали родных в Калмыкии.
— Для людей, которые работают за границей, непривычная еда становится своего рода испытанием. Вдали от дома готовите калмыцкие блюда?
— Очень люблю дотур, борцоки и джомбу. В Зимбабве отличная говядина. Баранину найти труднее, ведь местное население в основном разводит коз. Но в прошлом году я познакомился с фермером, который разводит овец. Теперь баранину покупаем у него, так что есть дотур и почти калмыцкое по вкусу мясо. Местная кухня белых африканцев преимущественно мясная. Ни один праздник у местных не обходится без барбекю. В этом плане калмыку понять местных очень просто.
— Вы уже третий год живете в Африке, как вы отмечаете праздники?
— В странах, где я работал, Новый год празднуется не столь бурно, как в России. В христианских странах на первом месте — католическое Рождество. В Зимбабве — это в основном тихий семейный праздник, с обязательным походом в церковь. А в буддийской Бирме самый важный праздник — Водный фестиваль Тейджан, который знаменует конец сухого периода и наступление сезона дождей. Мне посчастливилось быть в Мьянме в апреле, когда отмечают этот праздник. На протяжении недели никто не работает, все ходят счастливые, поздравляют друг друга и непременно обливают водой, желая счастья. Мы с супругой в Зул и Цаган Сар готовим калмыцкие блюда, приглашаем гостей и, конечно, рассказываем им про нашу любимую Калмыкию.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Читаю, слушаю музыку, нравится фотографировать. Недавно перечитал «Тихий Дон», прочитал «Пуговицы Наполеона», «Семнадцать молекул, которые изменили мир», автор Берресон Джей — интересная книга о химии вокруг нас. Кроме литературы, признанной классической, люблю детективы и хорошую фантастику. В школьные годы старался дочитывать каждую книгу, которую начинал, но с недавних пор понял, что лучше не терять время на неинтересную и скучную литературу. А музыку люблю разную: в школе слушал рок. Сейчас в плеере — музыка от классики до русского рэпа. Есть также много калмыцких песен.
— Ваши пожелания читателям газеты.
— Хочу передать привет родным и близким, всем землякам — удачи и движения вперед. Ждем с нетерпением встречи с родными краями.
Жанна Кекеева, Хальмг унн
Республика Калмыкия