Воспоминания знаменитого Надбитова Петра Тимофеевича

Надбитов Пётр Тимофеевич Знаменитый деятель культуры Надбитов Пётр Тимофеевич является Героем Республики Калмыкия!

Новости Калмыкии: Воспоминания всемирно известного Надбитова Пётра Тимофеевича добавлены на эти страницы при поддержке начальника отдела культуры КалмыкияНьюс.

* * *

Автор: П.Т. Надбитов
29 февраля 2016 года

В 1991 году, мы, то есть — Государственный ансамбль танца Калмыкии «Ойраты», были приглашены на фестиваль в Монголию, который проходил в г. Улан–Батор.

Десять часов утра, первый день фестиваля. Как было заранее объявлено, коллективы, представляющие ту или иную страну, были собраны в здании театра Оперы и балета.

С первого дня сцена тетра была предоставлена гостям. Все было расписано по часам — каждому коллективу давалось по тридцать минут. Такой подход считался и считается правильным. Самозахватом сцены никто не занимался. Все знали своё репетиционное время. Это давало возможность не занятым артистам хотя бы визуально познакомиться со своими будущими соперниками.

Началась репетиция. Кто-то выходил на сцену в репетиционных костюмах, кто–то без него, но все, старались как можно лучше продемонстрировать своё мастерство, свою технику. Эмоции были на пределе. Каждый старался понравиться окружающим, а за кулисами царила тишина. Слышны были только шепот и шорох, чувствовалось волнение всех участников.


Надбитов Пётр Тимофеевич



Наше время было предпоследним, а последними должны были репетировать сами хозяева. Я чувствовал нетерпение, желание своих молодых артистов блеснуть перед другими, похвастать своим мастерством, своей техникой. Они не стояли на месте дрожали, как молодые скакуны бросали «батманы», прыгали, растягивали шпагаты, трясли мышцами, мотали головами, громко дышали, фыркали.

Видя состояние своих подопечных, я не мог допустить, что бы «перегрелись» мои молодые артисты. Поэтому отменил репетицию концертных номеров, решил не показывать свою козырную карту, а дал возможность артистам порезвиться, покрасоваться.

В наши концертные номера в особенности в такие, как «чичирдык», «дербетовский тавшур» не включены трюки, верчения, кручения, прыжки. Это было бы не к месту. Именно эти номера мы должны были показывать на конкурсе, запланированного в рамках фестиваля. Зная это и видя страстное желание артистов «показать» себя, дал им свободу действия.

Как только объявили, что сейчас наше время, мои ребята выскочили на сцену: Анатолий Манджиев — стал делать «склепку». Игорь Манцынов — «щучку». Володя Надбитов — «разножку» на высоком полётном прыжке, «козу», сложнейшую комбинацию из двух трюков «коза» и «бидуинский».

Лиля Манцынова — «обертас» на месте. Лариса Альмухаметова — «шене» по диагонали, по кругу и так все вращались, кружились, прыгали, скакали как «сумасшедшие». Я смотрел и восхищался своими молодыми артистами. Во всей этой круговерти помогал наш концертмейстер. Он тоже был в «ударе».

За этим порывом и натиском эмоций, мы не заметили, как перебрали положенное нам время, но нас никто не останавливал. Все с восхищением смотрели на то, как эти молодые люди с огромным вдохновением, и большим мастерством делают трюки и вращения, и это могло продлиться долго, и, конечно, мог надоесть присутствующим, поэтому мне пришлось остановить моих «расшалившихся» подопечных.

Человек должен обладать чувством меры, чувством вкуса, чувством такта. Любой человек и особенно творческий человек — художник. Ну, а если человек не обладает, хотя бы одним из перечисленных качеств, то жаль такого человека.

Уже под вечер закончилась репетиция и разноязыкая счастливая толпа — корейцы, китайцы, индусы, буряты, тувинцы, якуты, калмыки, японцы и сами монголы высыпали на улицу. Стали садиться в определённые каждому коллективу автобусы. Последними из театра вышли наши артисты. Участники фестиваля устроили им настоящую овацию, кричали «Браво», «Бис». Наши же в ответ улыбались, не скрывали радости, счастья и удовлетворения.

Это разноязыкая шумная, весёлая толпа, напоминавшая потревоженный пчелиный улей, заполнила всё – и фойе, и коридоры, и ресторан гостиницы, и номера, в которых жили участники фестиваля. Стоял невероятный гул. Казалось, что каждый хотел, обратить на себя внимание. Лишь только к глубокой ночи начало постепенно стихать. Видимо знакомство началось.

Я, как руководитель коллектива, был поселен в 2-х местный номер «люкс». Около 9-ти вечера ко мне зашел Саша (фамилию не буду называть). Он был слегка навеселе. Поговорили о том — о сём, о сегодняшней репетиции, о танцах, которые нам сегодня удалось увидеть на сцене, о костюмах, о музыке, об исполнении, об исполнителях, о постановках.

Вдруг Саша говорит: «Всё хочу спросить у Вас и никак не находится удобного случая получить ответ на свой давно интересующий меня вопрос».

– Что тебя интересует? — спросил я

— Скажите, что такое танец? Как он родился, где родился?.. Вы знаете? — Ты имеешь в виду калмыцкий танец?

— Нет. Вообще танец.

— Вообще?!

— Ну, Саша… ты даёшь!.. Вопрос очень сложный. Сразу не ответишь. Дорогой, я же ведь не все знаю, могу тебя огорчить. Ты знаешь, что бы знать все, не хватит одной человеческой жизни. Решил пофилософствовать?-

-Да нет, просто хочется знать.

Тогда, вот короткое высказывание: «Танец – это движение в пространстве и во времени». Понял? А если хорошо вдуматься? Пространство может оставаться неизменной, а вот движения могут в скорости меняться. Так может?

— Саша может, конечно, может! Движение может быть медленной, может быть быстрой, а пространство остается неизменной. Здорово!

Знаешь, я не смогу в полной мере удовлетворить твоё любопытство, могу лишь постараться рассказать то, что слышал, читал, вот и всё. Знаешь, говорят, что вначале был крик, а уж потом движение. В самом деле, так и есть в жизни. Рождается ребенок, первым долгом мы слышим что? Крик — так ведь? Двигаться он начинает потом. Существует хорошая африканская пословица: «Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить — Вы умеете танцевать.

— Хотя… знаешь, есть высказывание, которое мне, кажется, тебе понравится… Относительно вопроса, что такое танец. Оно звучит так:

«Если бы можно было разделить танец на составные части, то одна из них относилась бы к управлению бесконечно разнообразных движений — прямых, кривых, вогнутых, во всех направлениях и линиях. Другая часть заключается в гармоничном сочетании разнообразных движений всего тела, корпуса, рук, шеи, головы, мимической игры лица. Таким образом, танец есть не что иное, как последовательная цепь механических телесных движений, поз, скачков, подчиненных музыкальному ритму»…

— Ну как тебе?..

— Саша – Обалдеть!.. Здорово!.. — Да, действительно, далеко ходить за примером не надо. Ведь в нашем, калмыцком танце много таких вогнутых, выгнутых, кривых прямых движений. Так, например, «мольджур», «холькур», «буhру». Есть прямые, округлые и ломаные движения рук, ног. Так ведь?

-Да ты прав, Саша. Но, как ты заметил, в этом высказывании говорится о различных механических телесных движениях, которые можно соединить и подчинить ритму.

— Саша — Да.

— Так вот, действительно можно соединить различные телодвижения и получить механическую конструкцию. А талантливому, одарённому от бога – художнику, истинному профессионалу, всегда хочется получить нечто иное: не только последовательно, логически соединенные между собой движения, а наполненные чувством, образом произведение, рассказ посредством музыки, пластики и актёрской игры, актёрского искусства. Решающее значение в полноценности и значительности произведения имеет мастерство и техника исполнителя.

Пыль, столбом подняв на сцене,

Повторяем, чуть дыша:

«В танце главное — не ноги,

В танце главное душа»!

Я в своей жизни видел много замечательных, оригинальных постановок, но видел и довольно слабых. К сожалению, авторы таких постановок значительную часть музыки заполняют трюками. Это говорит не о таланте балетмейстера-сочинителя, а о его слабости. Так сказать, кончаются слова, начинаются трюки. И самое печальное то, что трюки кочуют из номера в номер, из коллектива в коллектив.

Иногда складывается впечатление, что постановщик даже и не задумываются над тем, что нужен ли в данном месте трюк, уместен ли. Я считаю, что трюк не должен быть самоцелью, он должен вытекать из образа произведения для более полного раскрытия темы, то есть там, где нужно. Конечно, хорошо, когда танцовщик владеет техникой, более того, он обязан владеть техникой, так же как музыкант, иначе какой же он музыкант, если играет только длинные ноты.

Постановки не несущие мысль, идею, образ, долго не живут, а если и живут, то заслуга в том не балетмейстера-сочинителя, а мастерство артиста.

Это он, артист продлевают им жизнь на некоторое время. Придёт менее одарённый артист произведение прекратит своё существование. То же случилось с моим «Танцем зайца».

– Что с «зайцем» будет?..

— Не торопись, Саша, давай по порядку.

— Знаешь, таких гениальных хореографов-сочинителей как Игорь Моисеев, Павел Вирский (Украина), Татьяна Устинова, Надежда Надеждина, Файзи Гаскаров (Башкирия) — больше нет, к сожалению.

Сегодня у нас, в большой нашей России талантливых балетмейстеров народников, я подчёркиваю народников мало. Можно подсчитать на пальцах одной руки. Не знаю, скоро ли появятся такие, как выше перечисленные мастера. Может, появятся, может, нет. Не знаю.

Иногда чиновники меня укоряют, что не подготовил себе замену. «Но разве можно вырастить второго И. Моисеева, Ю. Григоровича или безгранично мною любимого и высоко чтимого нашего Д. Н. Кугультинова? Конечно, нет, но могут быть другие, не похожие на них, предыдущих. Бог кого-то одаривает, кого-то нет. В этом нет вины ни того, ни другого. Учить можно всех, но научить не возможно, — говорю я им».


Надбитов Пётр Тимофеевич

Ну, да ладно. Пойдем дальше

Поговорим, — о музыке, о ритме в танце.

Как ты знаешь, музыка имеет мощное эмоциональное начало, которое легко может вызвать у танцовщика бурное чувство. Не зря же говорят, что «музыка душа народа» и это действительно так, и танец говорят тоже душа народа. И это тоже, правда.

Музыка и ритм близнецы-братья. Они не могут жить друг без друга, хотя монгольские и калмыцкие протяжные песни, кажется, не имеют ритма. На самом деле ритм есть — он внутренний и его при необходимости можно «загнать» в рамку.

Ритм — это великое чудо. Ритм подчиняет себе всё. Именно всё. Ритм везде. Всё подчинено ритму: вращение земли вокруг своей оси. Восход и заход солнца. Смена дня и ночи. Времен года. Биение сердца человека, движение человека, сон, бодрствование и т. д. Музыка, ритм не зависимо от того, в каком настроении в данный момент мы находимся, может вызвать на поверхность другие эмоции, ощущения, чувства. С помощью ритма африканские народы, говорят, общались, сообщали важнейшие новости друг другу.

Знаешь Саша – танец, как любое другое искусство — есть выражение эмоционального состояния души человека. Его чувств — любовь, радость, горе, счастье, ненависть. Палитра танцев разнообразна и зависит от многого: от автора (что он хочет сказать, о чем хочет сказать), характера произведения, музыки, выразительных средств: какие будут сценические костюмы, какого времени, какой национальности и т.д.

Грубые, резкие формы движений первобытных народов постепенно, с развитием общества, заменялись более изящными, превращая танец в высокое искусство, занимающее важное место в жизни любого народа.

Так, например, французский народный танец еще в середине 18 века, переступив порог придворного салона, постепенно стал приобретать более изысканную, утончённую манеру. Он стал более чопорным, сдержанным, манерным, а костюм, в особенности женский, стал более удлиненным, тяжелым с множеством кринолинов, не удобным для прыжков и резких поворотов. Как понимаешь, утратила былую деревенскую простоту, легкость, беззаботность и приобрёл другой образ. А вальс, вальс – известен со второй половины 18 века. Своим появлением он обязан европейским народам. Элементы вальса можно найти во французском «Вольте», немецком крестьянском танце – «Лендер», отличающимися естественностью, притягательной непосредственностью и отсутствием манерности.

— Да, это здорово!

-О – о — о!.. Саша, уже второй час ночи. Пора нам на покой. Давай спать. Завтра у нас будет трудный день… Дорогой, да это же уже сегодня! Спать, спать, спать.

— Да, действительно очень поздно. Но было очень интересно. У меня есть ещё вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Можно завтра продолжим нашу беседу?

— Как будет настроение.

— Спокойной ночи, Петр Тимофеевич!

— Спокойной ночи, Саша.

— Завтра продолжим?

— Посмотрим, как получится.

На другой день, в десять часов утра началось торжественное открытие фестиваля. Все коллективы под флагами своей страны ожидали своего выхода. Приглашали на сцену по заранее определённому порядку, как и на репетиции. Впереди, во главе каждой колоны шли молодые красивые монголки с плакатами. Приглашённых было так много, что пришлось всем потесниться. На сцене образовался такой большой красочный полукруг, украшенный разноцветными национальными костюмами и флагами.

После того как участники заняли свои места на сцене, ведущий стал вызывать членов жюри, называть коллективы стран и их руководителей. Затем оркестр грянул гимн фестиваля и Монголии.


Надбитов Пётр Тимофеевич



* * *

… ПРОШЛО ЧЕТЫРЕ ГОДА. ТЕПЕРЬ МЫ НА ТАЙВАНЕ:

— Саша, ты же с нами был в Испании на фестивале? Это же был наш самый первый выезд за рубеж. Да?

— Нет, это был второй выезд за рубеж. Первый фестиваль был у нас в Хорватии и Италии.

— Да-да, ты прав, так много раз мы ездили, что забывать стал. Помнишь, мы попали к баскам?

— Да. Честно говоря, о басках слышать слышал, но не представлял, что баски – это жители северной провинции Испании.

— Как ты знаешь, в классическом танце есть термин «па де баски», означающий ПА БАСКОВ. На одном из концертов фестиваля в Испании в столице басков Бильбао, выступал и местный самодеятельный коллектив «Элай – Олай». Они с легкостью выполняли такие невероятно сложные движения классического танца «антраша», «па де буре», «гранд батман» «прыжки», «заноски», «кабриоли». Вначале я подумал, что они учились классическому танцу. Но на сцене были взрослые люди, простые рабочие. Может быть, это влияние классического танца? Тогда возникает вопрос, почему руки пассивны, болтаются как плеть? Так и хотелось определить им место. Почему тогда, заимствуя элементы движений ног классического танца, не использовали положения рук?

Моё сомнение, развеяли сами баски. Руководитель коллектива, артисты сказали, что да, таков их народный танец! Потом в разных местах басков, стал встречать эти танцы. Спустя несколько лет, я вновь встретился с этим народным танцем на юге Франции. Кстати, элементы классического танца можно увидеть и в шотландском народном танце. Так что взаимовлияние, безусловно, есть. — Саша — не думал, что так сильно может повлиять народный танец на классический.

— А. М. Горький писал: «… Народ не только сила, создающая все материальные ценности, но — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый во времени, красоте и гениальности творчества, философ и поэт, создающий все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них — историю всемирной культуры …»


Надбитов Пётр Тимофеевич


Калмыкия

Оставить комментарий

Поиск
Калмыкия
Алексей Орлов уволит
Калмыкия ВКонтакте Калмыкия Твиттер


Фестиваль тюльпанов

Фестиваль лотосов
Басан Захаров
Фестиваль Ойрад тумэн
Необходимо активизировать работу!
Работа в Калмыкии