Почему Министр Республики Калмыкия обвиняется в халатности и коррупции

Надбитов Петр Тимофеевич Новости Калмыкии: Почему Министр Республики Калмыкия обвиняется в халатности, коррупции и уничтожении калмыцкой культуры — об этом Вы можете узнать в КалмыкияНьюс из открытого письма члена Международного совета танца «CID UNESСO» Петра Надбитова. Это письмо было опубликовано в различных общественных группах в соцсетях, в которых общаются честные граждане Республики Калмыкия. К остальным министрам претензий пока нет.


Надбитов Петр Тимофеевич

Открытое письмо Министру культуры Республики Калмыкия Учуровой А. А.

Уважаемая Амуланга Алексеевна!

Вы помните, я был на последнем юбилейном вечере Алексея Урубжуровича, Вашего отца, многоуважаемого мною человека. Во время перерыва Алексей Урубжурович подозвал меня к себе и сказал: «Возьми стул и сядь». На фоне весёлой музыки, во время танца, беззаботных разговоров вдруг слышу: «Пётр, культуру загубили. Почему молчите, почему не говорите, почему молчишь ты?». Я был «ошарашен». Я понимал, что это был отчаянный крик, боль души человека, отдавшего много сил и здоровья возрождению родной культуры. В ответ, я что-то мямлил, теперь уж и не помню. Весь этот вечер и последующие дни, недели эти слова звучали у меня в ушах и до сих пор не выходят из головы. Попытался написать об этом случае, начал было, но как всегда не хватило времени. В тот вечер я почувствовал, что он хочет поговорить со мной, но тут подошли Вы к нам и разговор прервался, а жаль.

Для меня Алексей Урубжурович всегда был и остается очень близким и родным человеком, хотя не всегда был согласен с ним в каких-то вопросах, спорил, горячился. Это был мудрый и дальновидный руководитель, мыслил он широко и масштабно. Понимая неразрывную связь между наличием квалифицированных специалистов и возрождением, а так же дальнейшим развитием культуры, он уделял огромное внимание подготовке кадров, растил их, добивался целевые места в различных учебных заведениях страны (конечно же, не без поддержки со стороны Правительства Калмыкии и Обкома партии). Именно при нем, в бытность его министром культуры была открыта калмыцкая студия при Ленинградском государственном институте театра и кино. Для обучения искусству танца были направлены в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой 7 чел., в том числе 6 детей в возрасте 10 лет. Ростовское музыкальное училище окончили А. О-Г. Цебеков – первый национальный кадр по хоровому искусству, Л. Кулешова, Б. Сангинова, Казанскую консерваторию — П. О. Чонкушов, Ленинградское художественно-промышленное училище им. Мухиной — В. Васькин и Н. Эледжиев… Да разве всех перечислишь! Не будет преувеличением, если скажу, что вся творческая интеллигенция республики, которым сегодня за 60 лет – это дети, ученики А. У. Бадмаева. Они никуда не уехали и внесли посильный вклад в развитие культуры республики.

В частности, в 1986 г. мне, хотя и с большим трудом, но удалось открыть калмыцкую студию при Воронежском хореографическом училище, которая из-за отсутствия общежития через год была переведена в Уфимское хореографическое училище. Его выпускники составляли основной костяк первого состава театра танца «Ойраты». Одна из них по сей день танцует в «Ойратах». В самые трудные 90-е годы было открыто хореографическое отделение в Элистинском училище искусств имени П. О. Чонкушова, созданы такие коллективы, как классический балет «Элиста», молодёжные коллективы «Парадиз», театр «Эстрады». Государственный хор, Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты», Государственный оркестр народных инструментов и т. д. Для детей и молодёжи был большой выбор.

В словах Алексея Урубжуровича «загубили культуру» есть большая доля истины. И в этом, конечно же, виноваты , прежде всего, Вы, Амуланга Алексеевна как заместитель министра, курировавший культуру, а ныне министр культуры. У меня лично создалось впечатление, что Вас волнует только одно: не отняли бы кресло, на котором сидите. Получите задание сверху и разворачиваете кипучую деятельность, а культура в целом мало Вас беспокоит.

Например, сегодня из перечисленных выше шести коллективов остались только три: Оркестр народных инструментов, Камерный хор и театр танца «Ойраты». Творческие коллективы дважды подверглись жестокому сокращению. В результате чего, в частности театр танца «Ойраты» лишился 31 штатной единицы, в том числе 8 музыкантов, завхоза, сантехника, электрика, если будет пожар, что будем делать? Остались без звукорежиссера, осветителя сцены, заместителя директора по коммерческим вопросам, работников сцены, швей, сапожников и т. д. Вы пустили на самотек такой важный вопрос, как подготовка профессиональных кадров. В Калмыкии имеется Элистинское училище искусств имени П. О. Чонкушова. Это единственное учебное заведение в республике, которое должно готовить специалистов-профессионалов для творческих коллективов и учреждений культуры. Так и было, но сейчас… Раньше в училище ежегодно обучалось по 200-250 чел., не хватало классов для занятий, учащиеся вынуждены были занимать очередь с 6 часов утра, чтобы позаниматься на том или ином инструменте, в коридорах его во время перерыва приходилось проталкиваться среди снующих туда-сюда учеников, Сегодня в училище классы и коридоры практически свободны. Учеников-то всего 49 чел.

С трудом открытое хореографическое отделение в Элистинском училище искусств имени П. О. Чонкушова закрыто. Министерство и руководство училища уверяют меня, что это не так, что отделение не закрыто, но когда говорю им: «Мне нужны артисты в балетную группу, дайте выпускников или хотя бы учащихся, то их, оказывается, нет у них». Да, откуда ученикам быть, если в течение последних 3-х лет в СМИ не было даже информации о наборе учащихся на хореографическое отделение?! А, между тем, и ансамблю «Тюльпан», и театру танца «Ойраты» просто необходимы профессиональные танцовщики, но их нет. Приходится, как и в 1957 году брать «с улицы» и учить. А ведь мы живем уже в 2014 году! На что используются отпущенные на хореографическое отделение деньги? Неважны дела и на действующих отделениях училища, на которых в последние годы обучаются по одному — два человека, например, на отделении русских народных инструментов — 1 чел., на дирижерско-хоровом — 2чел., духовых инструментов -2 чел. По классу баяна так вообще никто не учится и т. д. В училище были замечательные студенческие оркестры: русских народных инструментов, симфонический, духовой, а в настоящее время их нет. Остался только оркестр калмыцких народных инструментов, но и он в значительно уменьшенном составе.

Я не вижу руководства, заинтересованности с Вашей стороны, Амуланга Алексеевна: За последние годы не припомню случая, чтобы работа какого-то государственного коллектива была заслушана, ну хотя бы, на коллегии Министерства. В «Тюльпане» раз он ансамбль песни и танца должна доминировать фольклорная народная песня. Раньше, т.е. до 90-х гг. так оно было. Новое же руководство «Тюльпана» балетную группу сделали главной, хор заменили вокальной группой, придав ей вспомогательную роль, забыв, что коллектив называется «Ансамбль песни и танца». Руководство Государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан» фактически изменили направление деятельности коллектива, а Министерство даже не заметило. Коллектив готовит новую программу, а Министерству все равно: готовишь — ну и готовь. Денег нет, помочь не можем – вот и весь разговор. Даже на премьерах программ, в частности театра «Ойраты» никого из Министерства культуры не увидишь. Наши творческие коллективы, художники, скульпторы, участвуя в престижных российских и международных конкурсах, выставках, становятся лауреатами, удостаиваются премий и тем самым прославляют наш немногочисленный народ, а родное Министерство молчит. А в чём выходят коллективы, отдельные исполнители? Путают женский костюм с девичьим, женский орнамент с мужским. Или головной убор женский, а костюм девичий.

К 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства национальному оркестру сшили уродливые костюмы и головные уборы, в которых артисты стали похожи на гуманоидов. Они отказались их одевать и правильно сделали, а деньги-то бюджетные потрачены. Теперь кто-то захотел заработать деньги пошел, развесил по городу афиши, выступил, заработал деньги и ушел. Никто не требует лицензии, не интересуется репертуаром заявленного артиста и т. д. Попробуйте дать концерты даже в наших соседних областях без лицензии и разрешения их Министерства культуры! Такое возможно только у нас. Был бы художественный совет при Министерстве культуры, о необходимости которого я не однажды говорил, тогда бы такого «бардака» не было. Вам не нравится словосочетание Художественный совет, но можно назвать Общественный совет по культуре, звучит вполне современно. Несколько слов о Доме народного творчества (раньше назывался «Научно-методический центр»). При нем есть самодеятельные коллективы, он проводит фольклорные фестивали, семинары с руководителями самодеятельных коллективов и т. д. Все это хорошо. Но этого далеко недостаточно.

Упускается очень важный вид работы: собирание, изучение, фиксация, расшифровка записей старинного песенного, музыкального, танцевального фольклора, устного народного творчества. Сегодня технические средства позволяют это делать и доступны каждому. Надо спешить, так как с каждым годом становится все меньше и меньше знатоков фольклора, истинных носителей традиционной культуры калмыцкого народа. Самодеятельные коллективы исполняют не традиционные фольклорные (народные) танцы, а сценические, постановочные и поэтому они не имеют своего лица. Вот недавно, уже в качестве министра культуры Вы в беседе со мной сказали, что министр финансов Глушкина сказала, что нужно объединить «Тюльпан» и «Ойраты».

Я понимаю министра финансов: республика испытывает финансовые трудности, и она, в поисках выхода из создавшейся ситуации, ставит перед Вами, министром культуры серьезную задачу. Лично я вижу два выхода: один – поставить «руку под козырек», то есть слушаюсь и повинуюсь, а другой – сказать «нет», и отстаивать интересы своего ведомства, но это маловероятно: начальству перечить нельзя, опасно. Поэтому у Вас, Амуланга Алексеевна только один выход: идти на объединение. Но и тут у Вас большие сложности. Как объединять? — «Тюльпан» с «Ойратами» или «Ойраты» с «Тюльпаном» Калмыцкий государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан» — первый профессиональный коллектив в истории калмыцкого народа. Имеет свою зрительскую аудиторию. В 2012 г. он отметил 75-летний юбилей.

Театр танца «Ойраты» по сравнению с «Тюльпаном» относительно молодой коллектив. Но: 1. Несмотря на молодость, он, как и «Тюльпан» популярен в Калмыкии, известен в России, ему рукоплескали во многих странах Мира. 2. Репертуар «Ойратов» намного шире и разнообразнее. В его арсенале 7 программ: 5 музыкально-хореографических спектаклей – «Друг степей калмык», «Великий шелковый путь», «Путешествие по странам Гималаев и странам Востока», «Пушкин и калмычка» и «Аак Нарн» («Мать Солнце») и 2 концертные программы: Калмыцкие танцы и Танцы народов мира. Таким образом, театр танца «Ойраты» при наличии свободного концертного зала может работать все 7 дней недели и при этом каждый день с разными программами. Кстати, два спектакля, из перечисленных выше, а именно: «Великий шелковый путь» и «Путешествие по странам Гималаев и странам Востока» были поставлены мной по заказу французского продюсера и прошли они во Франции с большим успехом. 3. Постановки в «Ойратах» популярны в народе, многие танцы, входящие в его репертуары, составляют золотой фонд танцевального искусства Калмыкии, России и Мира.

Это все Вы, Амуланга Алексеевна прекрасно знаете, иначе не просили бы друга нашей семьи поговорить со мной, чтобы я разрешил «Тюльпану» исполнять свои произведения. Нет, такого не будет. Я, как автор имею на это полное право. Есть закон об авторском праве, а я член авторского общества России. Интеллектуальная собственность взята под защиту государства. Произведения любого автора могут исполнять только с его письменного разрешения. Вы знаете, что Ю. Григорович, когда ушел с должности главного балетмейстера Большого театра, то он запретил исполнять свои постановки, и такие шедевры мирового искусства: балеты «Щелкунчик», «Иван Грозный», «Лебединое озеро», «Спартак» и др. вновь ожили на главной сцене страны только с его возвращением в Большой. Аналогично поступил и Ю. Любимов, уйдя с должности художественного руководителя и главного режиссера знаменитого Театра на Таганке.

Меня удручает стиль Вашего руководства, Вы не объективны, у Вас есть любимые и не любимые коллективы. Кто выступает на ответственных представительских мероприятиях, проводимых в Элисте? — «Тюльпан». Кто участвовал в Днях России во Франции, Германии, Италии; на фестивале «Мир Кавказу», Татарстане? – «Тюльпан». В интервью в «Известиях Калмыкии» от 31 декабря 2013 года В. Б. Эрдниев сказал, что в 2013 году «Тюльпан был на фестивалях в Турции, Голландии, на Тайване, в Нальчике, Назрани. Кто входил в творческую бригаду Поезда памяти в Ханты-Мансийский национальный округ?- ансамбль «Тюльпан». Насколько правда не знаю, но говорят, что в Сочи, на олимпиаду запланирован тоже ансамбль «Тюльпан». Почему везде «Тюльпан»? Почему не Национальный оркестр, прочему не Камерный хор, почему не «Ойраты»? Ойраты» единственный раз в сентябре 2013 г. побывали на фестивале «Традиции гор» в Чеченской Республике и то по прямому приглашению организаторов. И сразу заметили нас, и центральное телевидение показывал в новостях по России.

Известно, что на фестивалях проживание и питание обеспечивает приглашающая сторона, но транспортные расходы — проезд туда и обратно несет сам коллектив. И это без финансовой помощи нашего Министерства культуры невозможно. Почему я так говорю? «Ойраты» тоже получают приглашения на фестивали. Однако, «Ойраты» не всегда могут осилить расходы, хотя показатели по доходам от концертной деятельности (а это единственный вид дохода у обоих коллективов) у «Ойратов» лучше, чем, например, у «Тюльпана», что отмечается Министерством культуры на ежегодном годовом отчете.

Для примера приведу несколько строк из одного приглашения: «Добрый день, Петр Тимофеевич …Фестиваль в г. Конфолане «Танцы и музыка мира» (Франция) будет праздновать в августе 2012 свой 55 – летний юбилей. По этому поводу он приглашает 15 лучших ансамблей с 4 континентов, которые были тщательно отобраны для участия в этом международном событии… В фестивале будут участвовать артисты, представляющие лучшие национальные балеты…».

Престижно участвовать в таком международном фестивале? Да, престижно. Имидж «Ойратов» высок? Да, высок. Но ведь дело в данном случае не столько в престижности или высоком имидже «Ойратов», а, прежде всего, в том, что приглашение это является ярким свидетельством международного признания богатства и красоты традиционной культуры немногочисленного калмыцкого народа, пропагандируемой театром танца «Ойраты».

Вот главный престиж. Однако, чиновникам, курирующим культуру, и лично Вам, А.А. Учурова все это, как говорят, «до фонаря» — ведь, не нашлось в Министерстве всего-то 30 тыс. рублей. Уважаемая Амуланга Алексеевна, это не все проблемы культуры, которые я сейчас поднял, а всего лишь маленькая часть. За годы перестройки проблем накоплено много и их надо решать. Прав А. У. Бадмаев: наша культура в опасности!

Петр Надбитов,
член Международного совета танца «CID UNESСO»,
Заслуженный артист Калмыцкой АССР,
Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики,
лауреат Государственной премии Калмыцкой АССР имени О. И. Городовикова,
Заслуженный деятель искусств РСФСР, Герой Калмыкии,
кавалер Ордена Дружбы.

9 января 2014 г.


Надбитов Петр Тимофеевич

4 комментария на “Почему Министр Республики Калмыкия обвиняется в халатности и коррупции”

  • Ольга:

    Мне очень нравятся наши коллективы «Тюльпан» и «Ойраты». У нас их два, и мы можем ими гордиться. Уважаемому П.Надбитову спасибо за вскрытие проблем. Действительно, я помню, раньше выпускники музучилища давали всякие концерты, а сейчас тишина. Я думаю надо иметь мышление,силу духа и мудрость Б.Б.Городовикова чтобы отстоять нашу культуру. Хватит ли у министра культуры силы духа чтобы достойно это сделать? Корни то хорошие, отец-то Бадмаев А.У.

  • Очир:

    Очир: Уж извините, вы мелко понимаете или вам так хочется? Вскрыты действительно язвы культуры, но это, Надбитов правильно пишет — только верхушка айсберга! По одному училищу искусств — нет студентов и все тут! Нет плановой работы и много еще чего. Дом народного творчества — проводят фестивали, все как братья -близнецы, один фестиваль в точности копирует предыдущий и т.д. Никакого полета, разнообразия. Последний фестиваль «Звенит над степью дружба» шел всего 2 часа! Федеральных денег было выделено много, а выхлоп был никудышний! А про ойраты и тюльпан — Надбитову видней. В прессе правда все время писали про тюльпан, по их выезды. А потом надо учитывать — за чей счет они выезжали? За деньги республики — Тюльпан, на «свои» — Ойраты.

  • Наталия:

    Мда…обида г-на Надбитова очевидна!Но помнится,что и Ойраты не вылазили из гастролей в свое время.Тогда Тюльпан как будто канул в лета.Почему в то время г-н Надбитов не заявлял о коррупции тогдашнего министра?Чувствуется пристрастность и субъективное отношение.
    Хотя толика правды присутствует в том, что культура республики не на должном уровне. Закрыть училище -это кощунство!
    Безкультурие,хамство и невежество достаточно на наших улицах!
    А насчет профпригодности нынешнего министра скажу одно-можно подумать, что ее предшественники ,любители выпить и погулять на широку ногу,чем то отличились?

  • Сергей:

    Причина данной критики — предпочтение тюльпану ойратам. Ведь и раньше были все вышеперечисленные проблемы в культуре. Почему же раньше Надбитов молчал? Да потому, что ансамбль ойрат был любимчиком власти, а сейчас похоже нет. Все это напоминает поведение маленького ребенка, которому не дали конфетку.

Оставить комментарий

Поиск
Калмыкия
Алексей Орлов уволит
Калмыкия ВКонтакте Калмыкия Твиттер


Фестиваль тюльпанов

Фестиваль лотосов
Басан Захаров
Фестиваль Ойрад тумэн
Необходимо активизировать работу!
Работа в Калмыкии