Юрий Сенкевич о Калмыкии
Калмыкия, пожалуй, самый необычный уголок Европы. Здесь находится единственная европейская пустыня, настоящая пустыня с барханами и песчаными бурями. Здесь живет единственный в Европе народ монгольской расы и буддистской веры, почти четыре столетия назад пришедший сюда из далекой Азии. Именно здесь, как считают ученые, в будущем будет открыта новая Троя.
Степь. Огромное, на первый взгляд безжизненное пространство, далеко на горизонте смыкающееся с небом. На этой ровной, неправдоподобно ровной земле, пронизанной ветрами и обожженной жарким солнцем, живут тысячи животных — обитателей степи. Это около 60 видов млекопитающих, более 150 видов птиц, около 20 видов пресмыкающихся, более 150 бабочек. Энергии солнца и скудной растительности хватает и табунам лошадей, и отарам овец, и стадам диких сайгаков, и волкам, лисицам, суркам и сотням птиц. Для того, чтобы их увидеть, не надо сидеть неделями в засаде или прятаться в камышах. Надо просто, подобно древним кочевникам, ехать и наблюдать.
Энергия степи питала волю и мужество великих завоевателей прошлого. По этой земле прошли орды древних монголов и гуннов, на ней хазары строили свои города. Для многих народов степь была родным домом. Сотни километров на восток или на запад. Какая разница? Про степь слагали легенды и песни. Её боялись и боготворили. И в наши дни степь продолжает жить своей особой жизнью. Масштабы и особая атмосфера степи поражают каждого, впервые оказавшегося здесь.
Путешествуя по степи, устаешь от яркого солнца, высокого купола неба, от полного отсутствия ориентиров. И вдруг вдалеке перед вами, словно мираж на горизонте, открывается панорама большого города.
Это Элиста — столица Калмыкии. Это город, где жизнь подчинена жесткому ритму сегодняшнего дня. Это индустриальный нерв степи, практически все промышленное производство республики Калмыкия сосредоточено здесь. Там, где раньше уныло брели торговые караваны и располагались кочевья волжских калмыков, выросли корпуса современных предприятий. В основном они заняты переработкой шерсти и кожи — этого традиционного для степи мягкого золота.
Почти всю трудоемкую и грязную работу сейчас выполняют автоматы.
Наверное, именно о таком городе мечтали строители Элисты. Ведь город строили в 20-ые годы, когда многие искренне верили в идею построения нового, светлого будущего. К знаменательной дате — 10-летней годовщине советской калмыцкой республики они строили свой город будущего, первый город в степи.
В наши дни жители Элисты не отказываются от своей истории, не ищут компромиссов с прошлым. Не стали элистинцы убирать с пьедестала памятник Ленина, но рядом установили статую Будды. Они не забывают свои корни и все чаще используют традиционные мотивы в современной архитектуре.
Элиста — зеленый город, настоящий город-сад посреди выжженной солнцем степи, почти по Маяковскому. Город построили в элистинской балке, где в середине прошлого века был посажен первый регулярный парк. В начале нашего века здесь уже зеленела прекрасная роща. Вокруг этой рощи и была построена столица Калмыкии.
Элиста была, пожалуй, самым удачным экспериментом ХХ века в калмыцкой степи. Остальные крупномасштабные проекты по мелиорации, распашке целины, увеличения поголовья скота обернулись, к несчастью, большими экологическими бедами.
Вот, во что воплотилась великая стройка века — канал Волга-Чограй. Эту оросительную систему, заброшенную ныне, строили без облицовки канала и дренажа почв. В результате оказались затопленными прилегающие земли. Вода вымыла на поверхность соль, которая превратила эту землю в безжизненный солончак. И еще одно… Канал Волга Чограй пересек пути миграции сайгаков. Десятки тысяч животных гибли в этой многокилометровой могиле.
Другой проблемой является затопление калмыцкой степи в связи с очередным поднятием уровня Каспийского моря. В последние годы это стало настоящим бедствием для прибрежных районов. Вода разрушает постройки, смывает дома. От местных жителей мы слышали жуткие истории о последствиях наводнения. И сейчас мы проплываем там, где раньше была суша. Мы направляемся к одному из новых островов — раньше его с берегом соединяла полоска земли. А многие бывшие острова ныне ушли под воду.
До сих пор нет проекта от затопления. Некоторые ученые предлагали строить дамбы. Однако, экспертиза грунтов, показала, что никакие дамбы здесь не выдержат наступления воды. Остается только одно — начать поэтапное переселение людей, а это без проведения подготовительной работы просто невозможно. И, потому, каждый год люди ждут очередного наводнения.
Но самым чудовищным по своим последствиям было решение распахать под зерновые Черные земли. Черные земли — были уникальным районом плодородных земель, великолепными пастбищами, где круглый год чабаны пасли скот. Старики тогда предупреждали, нельзя этого делать, придет беда. И что? Тонкий слой чернозема был поврежден, из-под него пошли пески, захватывая все новые и новые земли. Нарушилось хрупкое равновесие природы. И образовалась в Европе своя пустыня, территория которой сейчас насчитывает около 6 млн. гектар. Темпы роста еще два-три года назад были угрожающими. Сейчас удалось остановить наступление пустыни, зафиксировать ее границу.
Недавно заповедник «Черные земли» включен в мировую сеть биосферных заповедников, находящихся под патронажем ЮНЕСКО.
На сегодня калмыцкая степь является районом острой экологической ситуации. И в 1993 году президент Калмыкии подписывал Указ о введении чрезвычайного экологического положения.
Но пески поглощают не только землю, они поглощают историю степи. Достаточно совсем неглубоко капнуть песок, чтобы сделать своё археологическое открытие. За короткое время в этой степи можно найти в буквальном смысле обломки великих культур прошлого.
Далеко на востоке в Центральной Азии находится прародина калмыков — Джунгария. Их предки — ойраты, свободолюбивые и воинственные — никому не желали покоряться. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что Чингисхан требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизитами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана.
В 17 веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. Некоторые историки, особенно в прошлом веке, видели в исходе ойратов из своей Великой страны намерение воссоздать империю Чингисхана. Однако современные ученые считают, что ойраты покинули родину в поисках лучших пастбищ.
Ойраты стали известны русским как калмыки. В переводе с тюркского калмак означает “отделиться”. Так называли только тех ойратов, которые покинули Джунгарию и ушли в приволжские степи.
Ко времени переселения ойратов в приволжские степи, они уже имели богатую культуру. В 17 веке у них появилась собственная письменность. Создал ее на основе старомонгольского письма ученый-монах Зая Пандит. Алфавит, который он создал, назывался «Тодо Бичиг», и им пользовались вплоть до 1917 года. Калмыки принесли с собой много своих книг, которые либо переписывались от руки, либо печатались с помощью ксилографов. Вначале на деревянной доске вырезался текст, который затем покрывали киноварью, а для особо почитаемых канонических книг даже порошком золота, серебра, бирюзы и коралла. И потом текст отпечатывался на листе рисовой бумаги. Таких калмыцких ксилографов сохранилось немного.
Подойдя к русской границе, калмыки стали просить о принятии их в русское подданство. Первые контакты относятся ко времени Василия Шуйского. В летописи читаем:
”Пожаловал государь послов к руке, и послы били ему челом”.
Так было оформлено вхождение калмыков в состав Русского государства.
Официально являясь подданными России, калмыцкие тайши в своих землях оставались полновластными правителями. Получив от Далай-ламы титул хана, они вполне самостоятельно вели войну, поддерживали дипломатические отношения с востоком и западом. Россия мирилась с таким положением дел. Более того, в 1641 даже признала Калмыцкое ханство. А за это Россия имела надежную защиту своих южных границ калмыцкой конницей, которая в прошлом была практически непобедимой. С 17 века калмыки участвовали во всех войнах России. Под ружье ставилось от 3000 до 20000 калмыцких всадников на своих конях и в полном боевом снаряжении. Вот, как отзывался о воинах калмыках прусский король Фридрих Второй:
«Русская армия сильна наличием в ней калмыков, татар и казаков. Именно их и стоит опасаться больше всего».
А знаете ли вы, что Петр Первый, восхищенный победой калмыцкой конницы над шведами, заменил в русской армии победный боевой клич «виват» на «ура» от калмыцкого «уралан», что значит «вперед».
(Подробнее о том, как калмыцкие войска помогли Петру Первому)
Особенно отличились калмыки в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек.
За участие только в одной Бородинской битве более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России. В авангарде русской армии калмыцкие полки вошли в Париж, на своих косматых низкорослых лошадях и с верблюдами.
Газеты писали, что подвиги калмыков восхищали весь просвещенный мир Европы. Известно, что из этого похода некоторые калмыки вернулись с французскими женами.
Почти 4 века калмыки в составе России. И за это время они пережили две большие трагедии.
В 1771 под влиянием начавшихся вмешательств во внутренние дела калмыков хан Убуши и с ним 170 тысяч человек откочевал обратно к границам Китая. Переход был невероятно трудным, и до Китая дошло только 70000 тысяч человек. В течение одного года погибло почти 100000 человек, “кои, — как писал калмыцкий историк, — пали жертвою меча или болезней и остались в пустынях Азии в пищу зверям или были уведены в плен и распроданы в рабство.” Кроме того было утеряно огромное количество книг, которые Убуши взял с собой.
И вторая трагедия постигла калмыцкий народ в нашем веке, в конце 1943 года. Это депортация поголовно всех калмыков в Сибирь, где их ссылка продолжалась 13 лет. Операция по переселению калмыков имела условное название “Улусы”. Самим Берия была подписана Инструкция по ее проведению. Людей под дулами автоматов, вооруженные солдаты заталкивали в машины, везли на железнодорожный вокзал, а там уже распределяли народ по “теплушкам”. И затем 13 лет унижения, голода, лишений, позора, до тех пор, пока 9 января 1957 года не было решено “восстановить автономию калмыцкого народа”. Об этом помнили и помнят в каждой семье.
Но калмыки помнят историю не только последних десятилетий, они помнят историю своего народа, как историю семьи. А свое родство помнят до седьмого колена.
Калмыки — это единственный в Европе народ монгольской расы, до сих пор сохранивший многое из традиционной культуры своих предков-кочевников.
Если читать то, что писали о калмыках в разные времена, мы поймем, что, прежде всего калмыцкие мужчины — это великолепные воины и прекрасные наездники. “Даже, пьяный донельзя калмык ни за что не свалится с лошади”, — пишет Николай Гоголь, — и любой из них может “соперничать с ветром, обгоняя пыль из-под копыт своего коня”.
А женщины… Тонкий ценитель женской красоты, Александр Сергеевич Пушкин отмечал, что “молодая калмычка собою очень недурна”.
Путешественники в своих записках пишут о высокой нравственности, добродетели и приветливости калмыцких женщин.
И, наверное, именно им посвятил эти строчки Александр Дюма, побывавший в Калмыкии:
“В глуши вы родились, мир озарив однажды улыбкой неземной и взором колдовским”.
И все, кто оставил нам свои записки о калмыцком народе, непременно отмечают, как высоко ценятся у них понятия чести и верности. Калмык предан друзьям до самопожертвования и дружбы никогда не предаст. А еще они любят праздники, веселье, танцы и песни. Чтут стариков, и хранят “преданья старины глубокой”.
И хотя давно уже в степи не видно кибиток кочевников, традиции предков на этой земле не забыты.
Считается, что кочевой образ жизни, сложившийся много столетий назад, не способны изменить никакие достижения цивилизаций. Калмыки в прошлом были кочевниками. И весь уклад их жизни был подчинен этому. Все, от чего зависит кочевник — это степь, а все, что ему необходимо в его жизни — всегда с ним. Даже дом, его разборный дом, кочует вместе с хозяином.
Эту войлочную кибитку без преувеличения считают одним из гениальных изобретений человечества. Собрать и разобрать такой дом можно меньше, чем за час. Несмотря на хрупкость конструкции, такой дом надежен и спокойно выдерживает даже штормовой ветер.
Внутри кибитки все подчинено строгому порядку. Слева от входа — мужская половина. Здесь хранится упряжь для лошадей, нехитрый инвентарь пастуха.
Напротив входа располагается комод-укюг, где хранятся семейные ценности. Рядом — домашний алтарь. Предметы буддистского культа и особый молитвенник в виде крутящегося цилиндра. Правая половина кибитки принадлежит женщине. Она же следит и за очагом, расположенном в центре. На женской стороне хранится все, что необходимо для домашнего хозяйства. Деревянная и кожаная посуда легка и удобна. Ее можно быстро собирать, и она не занимает много места.
Обычно в такой кибитке жила одна семья — муж, жена и дети. И места вполне хватало на всех.
Солнце каждый час освещало определенное пространство жилища и каждый очередной час был посвящен одному из зодиакальных животных. Например, час Собаки. В этот час луч солнца освещал северо-западную сторону. Собака — символ охоты, поэтому в этой части кибитки хранилось оружие. Заяц — символ защиты детей, и детям была отдана та часть, куда луч солнца попадал в час Зайца. И так далее.
В Калмыкии нам посчастливилось услышать голос далекого прошлого. Так много веков назад исполнялся древний калмыцкий эпос “Джангр”. В нем рассказывается об отважном богатыре по имени Джангр, о его подвигах и далекой сказочной стране Бумба. Раньше особо почитались в народе певцы Джангра — джангарчи. Люди специально собирались вместе, чтобы послушать их. А само исполнение Джангра могло длиться по несколько дней практически без перерыва. Сейчас тех, кто помнит это искусство, осталось совсем немного. Со временем сама манера исполнения изменилась. Мы познакомились с одним из джангарчи, который не только исполняет эпос, но и сумел восстановить древнюю, уже забытую традицию исполнения “Джангра”. Признаемся, перед встречей мы ожидали увидеть старика, но неожиданно для нас им оказался довольно молодой человек.
Калмыки — прирожденные животноводы. Они отлично знают не только поводки животных, но и их анатомию. И это подтверждает один из очень распространенных обычаев. Во время застолья старшему, самому почетному гостю дают баранью лопатку. Он, определенным образом зачистив ее, по особым приметам, судит о достоинствах хозяина. Если хотите, это можно назвать гаданием на бараньей лопатке.
Санджи-аава, дедушка Санджи рассказал нам об этом:
«По лопатке судят о четырех путях, четырех дорогах человека, хозяина стола.
Вот это называется чаша или котел. По ней судят о благополучии хозяина. Чем глубже, тем он богаче.
По этому бугру судят о смелости, отваге, находчивости воина.
Вот этот выступ на лопатке называется Дорога табуна. Чем шире будет эта часть, тем значит больше у хозяина лошадей.
Вот это — Дорога верблюда. Лучше для предсказания, если она широкая и ровная с хорошо различимым желобком посредине. Это значит, что верблюды у хозяина сильные и здоровые.
И последний выступ лопатки называется Дорогой отары. По нему судят о том, сколько у хозяина овец».
Когда о всех приметах рассказано, кого-нибудь из гостей, а если это сватовство, то обязательно жениха, просят разбить лопатку. По тому, насколько быстро и правильно он с этим справится, будут судить о его силе и ловкости. Вот в этом и заключается почти шаманское гадание на бараньей лопатке.
Юрий Сенкевич