Она располагает к себе своей открытостью, щедростью души, народной мудростью
Новости Калмыкии: Она может вам показаться прямой, неуёмной… Ничего не скажешь, Рубаха-парень и пробивная девчонка, два в одном! Но, чем больше и больше узнаёшь её как Личность, тем более она располагает к себе своей открытостью, щедростью души, народной мудростью и чувством особой ответственности… Речь идёт об Эрвене Оргаевой.
Мы с ней много говорили обо всём: о том, о сем, о жизни и т.д. И речь зашла о старинных калмыцких песнях, которые она поёт. Мне вспомнились слова моей тёти, Бовуш Амбековой: «Вот почему наша молодежь не поёт старинные калмыцкие песни? Столько красивых песен! А то поют «харда-барда». И правда, такие певицы как Эрвена — редки. Ни за что она не предаст эти песни модным тенденциям в музыке.
Я вот, например, живу в мегаполисе и, как каждый среднестатистический европейский потребитель, избалована разнообразием и широким выбором в сфере культуры. Ну, очень много надо, чтобы заинтересовать, привлечь и удивить сегодняшнего зрителя, например, в Париже. Эрвену же на сценах Франции представляют как Певицу-Чудо… Певицу, которой не нужно ни микрофона… ни, тем более, фонограммы. Ее мощный живой голос обескураживает и обезоруживает западных людей. Вот и пригласили её на сцену Театра де ля Виль, одного из самых престижных театров Парижа. Театр де ля Виль был возведён в 1862 году на площади Шатле, в самом сердце Парижа. Здесь, в музыкальном Театре Шатле (фр. Théâtre du Châtelet), находится самый большой парижский зал классической музыки. В программу театра входят преимущественно оперы и концерты классической музыки.
Этот театр известен как место проведения церемоний вручения главной кинопремии Франции — «Сезара». Здесь пел наш джангарчи Владимир Каруев. Следующей калмыцкой избранницей европейских музыкальных эстетов является Эрвена Оргаева. Я думаю, для истории Калмыкии — это особая страница и очередная победа калмыков в сфере мировой культуры. Петь в Театре Шатле — мечта каждого престижного певца. Но этого удостаивается не каждый…
На снимках мы вместе в самой главной точке Юнеско, в Генеральном штабе международной Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Здесь мы, по приглашению Театра де ля Виль, приветствовали Первую леди Азербайджана, посла доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиеву.
Затем был представлен балет «Тени Гобустана». Синтез прошлого и настоящего в музыке балета «Тени Гобустана» — одного из бессмертных произведений выдающегося азербайджанского композитора Фараджа Караева, осмысливается в новом контексте.
В кулуарах, мы случайно наткнулись на Клода Самард с супругой. Давно мы не видели нашего друга семьи. Он работал с Володей Каруевым над диском. Я же работала над переводом песен с калмыцкого на французский. Песня «Эджин дун» в его аранжировке стала хитом в Монголии и гордостью Калмыкии. Клод работал с Патрисией Каас и др известными певцами. Когда-то он был признан лучшим гитаристом мира. Сейчас он работает музыкальным директором у Жана-Мишеля Жарра. Об одном из пионеров электронной музыки, я думаю, говорить излишне. Жан-Мишель- частый гость в России.
Итак, Эрвена приедет в Париж в январе по приглашению Театра де ля Виль. Ждёт её и Радио Франс, Международное французское радио (Radio France internationale — RFI) — парижская международная радиостанция. Его аудитория — 44 миллиона человек. RFI вместе с телеканалом France 24 входит в холдинг France Media Monde (внешнее теле- и радиовещание Франции). Вот такая вот обширная и ответственная программа ожидает нашу Эрвену.
Недавно Эрвена удостоилась звания Заслуженной артистки Республики Калмыкия. Я, кстати, завела речь давно об этом с ней и была удивлена, что она после всех заслуг и достижений на международном поприще культуры, ещё не носит этого звания. Сказано-сделано… а, главное, по-настоящему заслуженно.
Она ревностно относится к старинным песням и старается соответствовать им на сцене. Достаточно её золотого голоса и домбры, чтобы продержать часовой- полуторачасовой концерт. Не всем дано это… А о своих многочисленных достижениях она не бьёт себе в грудь…
Осознаёт ли свою ценность Эрвена? Наверное, да… только она никогда не позволит себе зазнаться и кичиться в обществе в силу своего воспитания, любви и уважения к калмыцкой культуре… Она так же, улыбаясь, подойдёт к вам и хлопнет по плечу : » Как дела, дорогая? ( или дорогой) ))) А вы не теряйтесь, хватайте у неё автограф! С вами здоровается одна из страниц самой Истории…
Кема Шаргинофф
Сентябрь 2014, Париж