Как встречать Праздник Зул
О том, как встречать День рождения Вселенной и Праздник Зул поведал известный общественный деятель Захаров Басан Александрович.
Скоро Зул и древний праздник Җилин Эзн.
Как их встречать? Читайте, комментируйте и делитесь с друзьями. Пусть больше людей получит знания.
Җилин Эзн – День рождения Вселенной
Дословно Җилин Эзн переводится как Хозяин Года, с него начинался новый год у ойратов. Интересна легенда о происхождении праздника. Считается, что именно в этот день в результате большого взрыва зародилась Вселенная. Поэтому главными обрядами праздника являлись преклонение Солнцу, девяти планетам Солнечной системы, вращающихся вокруг главного Бурхана – Солнца и огню как символу Солнца.
Ойраты считали себя народом вселенского масштаба, любимыми детьми Неба, поэтому праздновали свой день рождения вместе со Вселенной, находясь с ней в полной гармонии. До наших дней сохранилась народная пословица: «Орчлңгин йосн – өөрдин заңг», что значит: законы Вселенной в мировоззрении, характере ойратов.
Важно отметить, что в этот день прибавляли год жизни мужчины, женский день рождения отмечался в Зул. Видимо, в связи с укреплением буддийской религии празднование древнего тенгрианского Җилин Эзн слилось с праздником Зул, который изначально новым годом не был, с него, скорее, начиналась праздничная предновогодняя неделя, говоря современным языком. Тем не менее, сегодня есть люди считающие и празднующие калмыцкий новый год в день Хозяина года.
Праздник наступает в первый день месяца Барса (Бар сарин нег шин). Җилин Эзн – это праздник и Делкән Цаһан Аав (Белого Старца), его ипостаси как хозяина времени, распорядителя жизни людей и долголетия рода. В этот день проводили обряды продления лет, которые в настоящее время проводятся во время празднования Зул.
Практически все традиции, обряды и ритуалы Җилин Эзн перешли в праздник Зул, который сегодня стал калмыцким Новым годом (подробнее о них читайте в «Зул – праздник миллиона лампад»).
Кратко лишь скажем, что особое место в Җилин Эзн отводится огню. Огонь – отражение солнца. Считается, чем больше люди зажгут костров и лампадок, чем ярче будет их пламя, тем сильнее будет жар солнца, не будет крепких морозов и снегов. Через огонь осуществляется магическая передача людской энергии солнцу. Таким образом гармонизируется связь со Вселенной.
Зул — праздник миллиона лампад
Дословно «зул» переводится как «лампада». Сегодня Зул, несмотря на явное календарное противоречие (25-ый день месяца Коровы) стал Новым годом и всекалмыцким днем рождения, народ перенес на Зул представления о празднике Җилин Эзн.
С буддийской точки зрения в этот день ушел в нирвану великий буддийский учитель, основатель школы Гелугпа Зунква гегән (лама Цзонкава).
Ранее в Зул только женщины прибавляли себе год жизни. Мужчины в этот день должны проводить обряды продления лет в хуруле. Женщинам идти в этот день в хурул необязательно.
«По словам гелюнгов, возжигание зулы на новый год означает жертву солнцу, которое по их учению, состоит из огня и стекла… В праздник Зулу гелюнги молят духов – тенгриев (а их 33), которые охраняют солнце и живут там в хрустальных дворцах, чтобы они щедрее изливали на землю животворную теплоту…», — писал Пармен Смирнов.
Накануне праздника женщины жарят борцоки, чтобы их аромат наполнил дом преддверии нового года. Заранее закупаются продукты, деликатесы и сладости. Чтобы год был изобильным, утренний стол должен ломиться от яств, на столе должно быть не менее 9 разных блюд. С раннего утра хозяйка зажигает лампаду, варит джомбу и ставит дееҗ (подношение бурханам): первую пиалу чая, борцоки и прочую еду. В этот день надеваются праздничные одежды, люди угощают друг друга, ходят друг другу в гости.
С наступлением темноты, когда на небе зажигаются первые звезды, проводятся семейные обряды по встрече Нового года и продления жизни. Берется заранее приготовленная лампадка цилиндрической формы, также сделанная из крутого теста, в нее вставляется «йисн һол» — девять травинок ржанца, обмотанных ватой. Эта лампадка символизирует девять планет, вращающихся вокруг Солнца, и служит для призывания благоденствия, процветания, преумножения для всей семьи.
В старину зажженную лампадку поднимали на специальном шесте сквозь харачи (окно в верхней части юрты). Сегодня глава семейства старается также поднять ее как можно выше к небу, при этом делая 9 раз круговые вращения зөв эргәд, т.е. по ходу солнца, и приговаривая: «Хүрә, хүрә…» также 9 раз. Держать лампадку необходимо до полного сгорания, затем оставшиеся концы травинок, ваты сжигают, а саму лампадку жарят и съедают всей семьей.
После того как потухнет лампадка с «йисн һол», проводится следующий ритуал. Женщинами вместе с детьми заранее готовятся «насна зул» — ладьи жизни, особые лампадки в виде лодок, из крутого теста, в которые помещают столько фитилей, сколько человек в семье, фитили готовят из травинок ржанца, количество травинок должно соответствовать количеству лет на каждого члена семьи плюс дополнительные две, если возраст считается по-европейски. По монгольским обычаям внутриутробное развитие считается первым годом жизни, поэтому к количеству лет по европейскому летоисчислению добавляется еще одна травинка, символизирующая год жизни, проведенный в утробе матери + 1 травинка, обозначающая новый год.
Это очень интересная традиция, т.к. даже родившийся накануне ребенок в Зул будет считаться двухгодовалым. Сделанные фитили обматываются тремя тонкими слоями ваты и заливаются топленым маслом. Фитили располагаются и зажигаются в строгом порядке слева направо по старшинству. Насна зул ставится на алтарь или, если его нет, на табуретку, покрытую белой тканью.
Зажигают фитили с наступлением темноты, когда на небе появляются первые звезды. Это время, когда в доме уже не должно быть посторонних, только члены семьи. Каждый член семьи должен трижды поклониться ладье жизни – насн авх, сопровождая поклоны йорәлом-молитвой «Авсн насм өлзәтә болтха!».
После этого опытные люди гадают о судьбе каждого члена семьи по языку пламени. Ни в коем случае нельзя тушить огни лампадки, которые символизируют жизнь человека в новом году. По сгорании фитилей, лодочка жарится и делится между всеми членами семьи. «Насна зул» — ладьи жизни, возможно, это отражение памяти о всемирном потопе.
Ойратские новогодние традиции уникальны, очень красивы и философски мудры. Кто понимает их смысл и следует ритуалам, наполняет весь будущий год сакральной энергией, гармонией жизни.
Басан Захаров
Элиста, Республика Калмыкия