Захаров Басан Александрович сообщил о причинах проведения Съезда калмыцкого народа
Новости Калмыкии: Сегодня, в воскресенье, 22 ноября 2015 года, Захаров Басан Александрович сообщил о причинах и дате проведения Съезда калмыцкого народа, об этом пишет начальник отдел культуры КалмыкияНьюс. Захаров Басан Александрович много лет является руководителем Центра развития современной ойратской культуры «Тенгрин Уйдл». Бесплатно скачать калмыцкую газету можно через Интернет, на Интернет-сайте csok.kalmykia.net. Газета «Ойратские Известия» как всегда изобилует материалами о калмыках и истории великого калмыцкого народа.
* * *
Почему нужно проводить Чуулган – съезд калмыцкого народа
12 декабря 2015 года состоится Чуулган. Его проведение станет историческим событием. Многое будет зависеть от того, какие решения примут его участники, и как затем они будут претворяться в жизнь. Однако в любом случае это событие не пройдет незамеченным в виду неординарности. Калмыцкий народ один из немногих в России демонстрирует высокую самоорганизацию, наличие людей, готовых быть ответственными за судьбу народа.
Сейчас нелегкое время. Экономика республики находится на самом критическом уровне, сотни и тысячи людей уехали за пределы Калмыкии, многие готовятся это сделать. Демографический кризис, коснувшийся нашего народа, связан по большей части с миграцией трудоспособного населения. Мы видим, что наша калмыцкая культура и язык нуждаются уже в экстренных реанимационных мерах. Проблем много, их можно перечислять бесконечно. Чуулган не сможет их решить, для этого необходимо проводить широкие реформы во власти, экономике, образовании, культуре и т.д.
Задача в другом. Исторически у ойратов сложилось очень уважительное отношение к власти, дисциплинированность и даже покорность воле ханов, нойонов, зайсангов. Таковы были условия выживания в крайне враждебном мире, насыщенном кровавыми войнами. В то же время наша аристократия была близка народу. Сравнивая калмыков с другими кочевыми племенами и вообще восточными народами, Н. Нефедьев в первой половине XIX века отмечает, что «находишь между нравами тех и других великую разницу. Калмык слепо покорен воле высших; но покорен без унижения. Если он просит о чем-нибудь, то говорит просто, не зная поклонов и не изменяя ни вида, ни голоса, так, что просьба его бывает более похожа на требование. Гордость или надменность, столь же, как и унижение, восточным народам свойственные, среди калмыков, исключая владельцев, кажется вовсе неизвестным». В те времена и простой народ, и аристократия понимали зависимость друг от друга, поэтому, несмотря на разницу в происхождении, экономическом и социальном статусе было единство народа. Hурһн хавсндан түшг болдг, хавсн нурһндан түшг болдг — ребра позвонкам — опора, а позвонки – ребрам – так говорили предки.
Однако, в последнее столетие ситуация кардинально поменялась. Современная так называемая «элита» совершенно не соответствует представлениям и чаяниям простого народа. По большому счету каждый живет своей жизнью.
Власть больше не хочет отвечать за единство и процветание народа, народ, понимая это, покидает малую родину. Некогда сильная и могущественная нация на глазах растворяется в окружающем мире. Утрачиваются традиции, исчезает язык, все больше размывается культура.
Самое главное, радикально измельчилась мораль. Нация не может возродиться без морали, всё будет впустую, если не сможем возродить нравственный стержень. Сегодня у ойрат-калмыков нет общенациональных морально-нравственных авторитетов.
В этих условиях Чуулган и избранный им коллективный орган должен стать моральным лидером нации. В этом я вижу основную задачу предстоящего съезда. Уверен, делегаты смогут сформулировать актуальную повестку дня для ойрат-калмыцкой нации и выберут достойных людей.
В заключение хочу сказать две вещи. Первое: Чуулган – это не сбор националистов. У калмыков, вообще, нет таковых. Прошу людей других национальностей с пониманием отнестись к данному событию.
Второе: хочу подчеркнуть, что Чуулган – это не политическое мероприятие. Мы понимаем, что жесткая оппозиционность может разрушить то хрупкое равновесие, которое еще есть в нашем обществе. В то же время Чуулган, уверен, станет хорошим партнером для органов власти, прежде всего, в сфере экономики, образования, культуры, молодежной политики и спорта и многом другом.
И самое последнее. Тем, кто не верит или сомневается в успехе. Когда-то Темуджин остался сиротой, питался ягодами и сурками, находился в плену, его много раз пытались уничтожить, но он стал Потрясателем Вселенной – Суту Богдо Чингисханом. Кто бы мог поверить в это, находясь с ним рядом в годы невзгод? Наша задача намного легче и проще. Вместе мы сможем всё.
Басан Захаров
Элиста, Республика Калмыкия