Доклад Захарова Б.А. на Чуулгане — съезде ойрат-калмыцкого народа
Чуулган — Съезд ойрат-калмыцкого народа
Доклад Захарова Басана Александровича
О целях и задачах, стоящих перед калмыцким народом
Күндтә ахнр-дүүнр, төләлгчнр болн мана гиичнр, мендвт!
У нас с вами одна цель — сохранить нацию и республику. Других целей нет.
Отсюда извечный вопрос: что делать? И власти и общество уже много лет пытаются сохранить калмыцкий язык, вкладываются довольно значительные средства в культуру, однако мы все видим, что результатов явно недостаточно, ни язык, ни наша культура не возрождаются. Некоторые считают, что нужно создавать моду на калмыцкий язык, национальную одежду и т.д. Это не совсем верная позиция, мода как приходит, так и уходит. Хальмгудт нег үлгүр бәәнә: «Юмнд учр, моднд бүчр» – во всем должна быть причина, также как на деревьях листья.
Причина упадка в том, что мы, образно говоря, поливаем листья, а не корни. То же самое происходит и с нацией. Та немногая драгоценная влага, которая могла бы питать корни нашего народа тратится впустую.
К чему я клоню? Любая нация, любое общество и даже семья начинается с морали, мораль – это стержень людских отношений. При падении моральных ценностей сохранить не то что нацию, семью невозможно. Каждый считает личные интересы выше общих. Очень часто на страницах печати представители власти, различные эксперты твердят, что нужно сначала поднять экономику, а потом уже и за культуру возьмемся. Это ошибочное мнение. Совсем недавно в нулевые годы за счет высоких цен на нефть и газ Россия была очень богатой страной, однако культура, а вместе с нею и образование, и медицина в это же время деградировали, преступность не уменьшилась, но за то увеличились шовинистические настроения, конфликты на национальной почве.
Т.е. мы видим что богатство не привело к процветанию культуры, мы это видим и на примере нашего сегодняшнего Чуулгана. Большая часть средств на его проведение была собрана не у богатых людей, у которых многомиллионные обороты, а у владельцев мелких магазинов, киосков, фермеров, деньги давали обычные простые люди и даже пенсионеры.
Приведу другой пример. В Японии вести бизнес иностранным компаниям почти невозможно. Почему? Японцы не покупают иностранных товаров, если есть отечественный аналог. Япония по природным богатствам маленькая, нищая страна с огромным населением, она богата одним – моральным духом своих людей. И этого достаточно, чтобы быть третьей экономикой мира.
Т.е. уровень богатства страны напрямую зависит от уровня морали. Ее полная противоположность – Россия, самая богатая страна мира по природным ресурсам и небольшом относительно территории населении.
Но мы видим, что богатство России никак не обеспечивает высокий уровень культуры ее населения. Таким образом экономика, если она не основана на экспорте сырья, зависит от уровня морали нации.
В Японии в случае кризиса, в первую очередь, зарплату урезает себе руководство, в России в разгар кризиса недавно значительно увеличили зарплату депутатам Госдумы, которые и до этого получали почти по полмиллиона рублей в месяц. Какое из этих государств жизнеспособнее?
У нас люди не доверяют друг другу, сегодня не только в магазинах, учреждениях, организациях сидят охранники, они есть даже в школах. В масштабах страны из реальной экономики только на охрану уводятся триллионы рублей. В то же время в Японии, во время недавней трагедии на Фукусиме целый город был разрушен, но ни одного случая мародерства не было зафиксировано.
Приведу еще один яркий пример понимания истинного стержня нации, когда Черчиллю принесли на подпись закон о бюджете на 1940-ой год, он спросил: «А почему не предусмотрены средства на культуру?» Ему ответили, мол, война, не до культуры. «А ради чего же мы тогда воюем?» — резонно заметил Черчилль и отправил бюджет на доработку.
Если бы калмыки во время ссылки в Сибирь морально сломались, то республика не смогла бы возродиться. Моральный дух наших родителей, аав и ээдж был очень высоким, они бросили в Сибири свои дома и нажитое имущество и вернулись в Калмыкию, чтобы вместе строить общее будущее для своей нации. В Сибири калмыки показали высочайшую степень национального самосознания. Калмыцкая молодежь была разбросана по территории всей Сибири, поэтому узнав, что где-то в окрестных селах, районах есть свои, молодые люди лишь раз увидев друг друга, создавали семьи. Они хотели, чтобы их дети были калмыками, они хотели быть в своей калмыцкой среде, несмотря на все репрессии со стороны государства. Сегодня в относительно свободное время мы встречаемся с фактами, когда на чужбине калмыки не хотят иметь друг с другом ничего общего. Казалось бы, вернувшись на родину, наш народ должен был стать еще более сплоченным, еще более сильным, однако произошло обратное. И мы вынуждены проводить Чуулган – съезд ойрат-калмыцкого народа, чтобы остановить процесс деградации нашего некогда великого народа.
Мана өвкнр келдг билә «Хойр күн ниитә болхла – төмр шивә, хөрн күн ни уга болхла – шавр шивә» – если два человека едины – крепость из железа, если у двадцати нет единства – крепость из песка. Задача нашей последующей деятельности сделать так, чтобы вновь возникло знаменитое на весь мир ойратское единство.
«Джунгарская крепость была крепка, так как её кирпичами были люди» — писал Молла Абд ал-Алим в XVIII веке. Насколько будет развита Республика Калмыкия и успешен ойратский народ, зависит только от нас. Мы не можем переложить ответственность на следующие поколения. Увы, демографические, миграционные показатели таковы, что у следующих поколений может не хватить ни сил, ни энергии поддерживать этническую идентичность.
Еще раз повторю, наша цель – сохранить нацию и Республику. И сделать это одновременно и просто и невероятно тяжело. Просто – потому, что понятие принадлежности нации находится не где-нибудь на небесах, не в Кремле, не в «белых домах», не в книгах, а только в головах людей. А с сознанием людей можно работать через просвещение, через общие дела. Сложно, потому, что настолько калмыцкий народ обескровлен духовно, экономически, столько активных людей уехало за пределы республики, столько было обмана как со стороны властей всех уровней, так затем и со стороны разных общественных лидеров и организаций, что уже у людей нет веры никому.
Күн ахта, девл захта, так говорят калмыки. Но сегодня зачастую младшие не слушают старших, дети не слушают родителей, а родители не подают правильный пример детям. Я сейчас говорю не обо всех нас, понятно, что в нации много достойнейших людей, я говорю о существующих тенденциях. Сегодня мы пришли к тому, что у нас нет общенациональных авторитетов и лидеров. Однако, таким авторитетом может стать коллективный лидер и выразитель интересов народа – Чуулһн – съезд ойрат-калмыцкого народа, который должен стать морально-нравственным институтом нации.
Его миссия — наполнить общественную, политическую, социальную, экономическую и прочие сферы жизни смыслами и содержанием, цементирующими ойрат-калмыцкий народ и создающими образ общего будущего.
А если говорить простыми слова, то нам крайне важно создать атмосферу семьи для всей нации. Стратегия развития народа – это стратегия развития большой калмыцкой семьи, где есть старшие и младшие, где царит уважение между ее членами, где у каждого есть свои обязанности и полномочия, где достижения одного являются успехом всех, где один за всех и все за одного. Такая система взаимоотношений была в ойратском обществе, поэтому люди и даже целые племена хотели быть ойратами. И потому малочисленные ойраты смогли овладеть огромными территориями и быть одним из самых успешных народов в мире в 17-18 веках.
Национальный успех тесно связан с единством народа. Hурһн хавсндан түшг болдг, хавсн нурһндан түшг болдг — ребра позвонкам — опора, а позвонки – ребрам – так образно предки говорили о национальном единстве.
Что нужно для этого делать?
1. Нам, делегатам и участникам Чуулгана необходимо создать единую информационную сеть. Каждому надо иметь электронную почту и аккаунт в социальных сетях. Например, в Фейсбуке. Это нужно, чтобы мы смогли в ежедневном режиме обмениваться информацией, координировать совместные действия, оказывать поддержку друг другу. Единая сеть потребуется и в случае каких-либо чрезвычайных ситуациях;
2. Мы должны сформулировать и максимально популяризировать национально-культурные ценности и идеалы: культ современного ойратского, калмыцкого героя (критерии: здоровый дух, здоровое тело, морально-волевые качества и т.д.), идеалы национальной красоты, калмыцкой эстетики. Опять же для привития этих образов в массы нам поможет интернет;
3. Необходимо наладить финансово-экономическую основу деятельности Чуулгана и Совета. Необходимо арендовать помещения для офиса, обеспечить организационную деятельность Совета. Думаю, стоит подумать о введении ежемесячных взносов;
4. Каждый из участников Чуулгана должен взять на себя обязательство создать свой десяток, из честных, порядочных людей, патриотов родной земли, из тех, кто будет участвовать в мероприятиях, платить ежемесячные взносы.
Наша задача – собрать «людей длинной воли»;
5. Нам нужно создать систему взаимоподдержки для участников (трудоустройство, карьера, информационная поддержка, правовые вопросы и т.д.);
6. Необходимо продолжить выпуск культурно-просветительской газеты «Өөрдин зәңг», а в дальнейшем создать собственное ФМ-радио, вещающее на всю Калмыкию;
7. Необходимо работать с детьми и молодёжью, в первую очередь, с лидерами, т.к. именно они задают тон в своей среде, имеют харизму и способны увлечь массы. Летом нужно проводить специализированные культурно-спортивные лагеря;
8. Важно популяризировать национальные виды спорта, не только «эрин һурвн наадн», но и другие единоборства, которые способствовали физическому развитию ойратов;
Наша задача показать и может быть доказать самодостаточность и величие нашей родной ойратской культуры, людям должно стать комфортно в ее лоне.
Самое главное, необходимо прививать людям идеологию «большой калмыцкой семьи». В практическом выражении это может реализоваться в намерении людей покупать, в первую очередь, товары местного калмыцкого производства. Что, в конечном итоге, позитивно повлияет на развитие перерабатывающей промышленности. Сегодня калмыцкие предприниматели боятся связываться с производством из-за опасения, что люди не будут покупать их товары.
Идеология «большой калмыцкой семьи» позволит легче пережить любой экономический, социальный, политический, любой другой кризис
Сакральная миссия ойратов
Жизненный цикл большинства народов не долог, обычно не более тысячи – полутора тысяч лет, однако китайцы, армяне, евреи, греки – народы, имеющие историю в несколько тысячелетий, и их жизненный цикл находится в тонусе, несмотря на поражения, различные политические, экономические, культурные потрясения. Что же определяет столь долгую живучесть этих этносов? Как известно, «нации живут в головах людей», т.е., по сути, судьба нации определяется набором духовных ценностей. В первую очередь, это осознание божественной уникальности нации (Поднебесная империя, «Слава Богу, что мы казаки!», немцы говорили: «с нами Бог»).
У ойратов было ощущение того, что мы очень непростой народ, имеющий сакральные корни. Возможно, именно это мировоззрение помогло нашим предкам быть одним из самых успешных этносов в мире. Сохранилась до наших дней пословица «Орчлңгин йосн – өөрдин заңг», т.е. закон Вселенной – это мировоззрение, характер ойратов. Как мы видим, наши предки высоко ценили себя. Ойраты во все времена считали себя любимыми детьми Вечного Синего Неба, более того Солнце считалось нашим родственником по мужской линии, было раньше такое понятие “хадмлһн”, когда женщина не могла произносить настоящие имена мужа и его родственников мужчин. Таким же образом женщины не могли произносить “Нарн” — солнце, а вынуждены были говорить “Ээвр” – греющий. Таким образом, все мужчины ойраты имеют родственные связи с Солнцем. Солнце – мана цуг өөрд залусин авһ болҗана. Поэтому не случайно мы называем себя “улан залата” и носим на шапках красные кисти – символы солнечных лучей. К сожалению, мы теряем внутреннюю связь с Небом и сейчас некоторые к шапкам пришивают кисточки разных цветов, не понимая сакрального смысла ношения именно красного цвета.
Кстати, сегодня “Җилин Эзн”, ранее именно в этот день мужчины прибавляли себе года. С Зула начиналась предновогодняя неделя, говоря современным языком, самый новый год праздновался в Җилин Эзн. Так что с новым годом вас, а мужчин с днем рождения. В Зул прибавляли себе года только женщины, кстати, считалось, что в день Зул в результате большого взрыва родилась Вселенная, и поэтому с этого дня начинаются новогодние праздники у нас. В этом смысле мы, наверное, единственный народ на свете, который живет в согласии с Вселенной и прибавляет себе года вместе с нею. Наверное, потому и появилась эта пословица “закон Вселенной – мировоззрение ойратов”.
Хотя сегодня превалирует вариант происхождения Зула от дня смерти, ухода в нирвану Зунква–гегяна, но, согласитесь, все же намного более логична старинная народная версия происхождения праздника.
Таким образом, жизненный цикл нашего народа зависит также и от того, насколько мы сможем воссоздать эту уникальную связь с небом, внутреннее ощущение избранности своего народа, осознание сакральности миссии ойратов на земле. Я уверен, что ойраты еще не все сказали этому миру.
Проблем и, соответственно, задач, стоящих перед нашим народом много. Сегодня мы делаем лишь первый шаг. Но, таңhч дуран күрхлә, там чигн hатлдг – если народ пожелает, то переправится и через ад.
У нас все получится, с нами Мөңк Көк Теңгр эцк – Вечное Синее Небо!
Элиста, Республика Калмыкия
А есть сайт? хочу только предложить насчет мировозрения: выйти с предложением в НХ республики 1. о запрете преподавания и изучения калмыцкого языка кириллицей, и изучать только посредством Тодо Бичг. детям даже не показывать нынешний вариант. 2. для решения вопроса финансового положения, в особенности молодежи — создать фонд, обязательного ежедневного еженедельного взноса каждым дееспособным калмыком посильными суммами, с прозрачными схемами поступления и расчета на счетах Хурула или иных буддийских объединений в республике, с целью избежания налогообложения. 3. запретить или всевозможными методами дезорганизовать массированной адресной пропагандой деятельность питейных заведений и различных оптово-розничных пунктов реализации спиртного в республике, с одновременной пропагандой здорового образа жизни. Это мы должны сделать молниеносно донеся посредством личного обращения к каждому жителю республики. Выработать методологию обучения каждого жителя республики