Менкенов Гаря Гакович
Родился в 1923 году в п. Годжур Кетченеровского района, образование 5 классов в Абганеровской школе, член КПСС с 1957 года.
В ноябре 1941 года молодежь Калмыкии была мобилизована на строительство оборонительных укреплений между Волгой и Доном. До конца декабря в тяжелых условиях, до кровавых мозолей работали на Дону. По возвращению домой Гаря Менкенов просится в легендарную 110 Отдельную Калмыцкую кавалерийскую дивизию, формировавшуюся в с. Садовое, но парней 1923 года рождения не взяли: годы не подошли.
В марте 1942 года Гаря получил повестку — пришло время призыва в армию. Обстановка на фронте к тому времени сложилась трудная. Гаря Менкенов попал в село Чапурники Сталинградской области. Их было 24 человека, призванных Садовским военным комиссариатом. Все вместе они начали службу в батальоне пехоты.
В течение 3-х месяцев проходили курс молодого бойца. Гаря осваивал ручной пулемет Дегтярева. Он был вторым номером пулеметного расчета. Первым у него был русский парень из села Садовое, фамилии его, к сожалению, Гаря Гакович не помнит. Во взводе их было 4 калмыка: Дорджиев Будя из п. Шин-Мер Кетченеровского района, Дорджиев Чимид из п. Догзмакин Сарпинского района, Санджиев Сумьян из п. Красносельский Малодербетовского района и он, Менкенов Гаря, годжуринец.
В конце июня началось общее летнее наступление вражеских войск на южном крыле фронта. К концу июля, несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, противник форсировал Дон, создав непосредственную угрозу Северному Кавказу и Сталинграду.
На дальних подступах к Сталинграду формировались новые соединения и части, развертывались резервные армии. Часть Гари Менкенова была отправлена на Дон. В июле противник вышел к нижнему течению Дона. По-прежнему превосходство в силах и средствах, особенно в танках, артиллерии и авиации, было на стороне врага. Развернулись тяжелые, кровопролитные бои.
С честью выдержал молодой боец Гаря Менкенов дни тяжелых испытаний. Закалялся и мужал в боях, испил полной чашей горечь отступления, познал солдатское братство и выручку. С тяжелыми боями отступали к Сталинграду. Недостаточно укомплектованные, обескровленные в тяжелых боях части попали в окружение на правом берегу Дона. В течении 1,5 месяцев выходили из окружения. Здесь пропал без вести Дорджиев Чимид: потерялся при выходе из окружения. Гаря Менкенов стал первым пулеметного расчета, а вторым у него стал Дорджиев Будя. Сумьян Санджиев был связным командира роты. Славные сыны Калмыкии плечом к плечу отважно бились с немецко-фашистскими захватчиками.
Части, вышедшие из окружения, отправили в Саратовскую область на переформировку. Здесь разошлись пути боевых товарищей.
К сентябрю, несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник вплотную подошел к Сталинграду. Вся страна пришла на помощь защитникам Сталинграда. Запасной полк, в который попал Гаря Менкенов после переформировки, шел своим ходом из Тамбова. Стоял морозный ноябрь 1942 года. Холодный жесткий ветер продувал шинели насквозь, и они колом застывали на теле, портянки внутри сапог покрывались коркой льда.
Полку Гари Менкенова было приказано выступить против крупной группировки противника под командованием фельдмаршала Манштейна, наступавшей из района Котельникова к Сталинграду в помощь окруженным войскам. К концу декабря враг был отброшен на 200 км от города.
В одном из ожесточенных боев Гаря был ранен. И здесь судьба хранила его. Он плучил ранение в правую руку, был отправлен в госпиталь г. Волгодонска. В госпитале пулеметчик Менкенов пролежал два месяца, в госпитале же догнала радостная весть — враг разбит и уничтожен, армия Паулюса сдалась в плен, Сталинград освобожден.
После госпиталя Гаря получил краткосрочный отпуск. Как на крыльях летел Гаря в родной Годжур. И не ведала его душа, что следующая его встреча с родными произойдет в далекой Сибири.
В марте 1943 года вернувшийся из отпуска боец Гаря Менкенов попал в рабочий батальон. Между Волгой и Доном возобновилось начатое осенью 1941 года строительство Сталинградских оборонительных обводов. В их сооружении было занято 225 тысяч человек. Здесь Гаря встретил своих земляков Манджиева Дорджи и Тюлюмджиева Авджина. Работали 9 месяцев.
К началу ноября 1943 года Красная Армия освободила от вражеских войск уже почти две трети оккупированной ими советской земли, было разгромлено свыше 100 немецких дивизий.
С земляных работ Гаря отозван в г. Ростов Великий Ярославской области. Там формировались новые части. Гаря попал в 96-й гвардейский отдельный саперный батальон 19 гвардейского Сталинского корпуса, стал сапером. Батальон отправили на Калининский фронт. Военная дорога сапера Мснкеиова вела его на запад. Воевал он и в составе Балтийского, Ленинградского фронтов. И было уже не остановить наступательное движение советского воина.
В батальоне было сложено немало баек о саперах: «Где танки не пройдут, пехота не проползет, там пройдут отважные саперы», «Летчики гибнут на земле, а саперы в воз-духе», «Сапер ошибается только раз»… Сапер Менкенов вплоть до апреля 1947 года по-пластунски ползал по лесисто-болотистой местности Калининской, Псковской, Ленинградской областей, Прибалтики.
Сколько минно-взрывных заграждений установлено им, и не сосчитать, проложено путей движения, наведено мостов, разминировано местностей. Сколько раз ходил сопровождающим разведчиков на передний край. Ангелы-хранители хранили его.
Свое отделение Гаря Гакович помнит до сих пор. Менкенов Г.Г, 1923 года рождения, командир отделения, его бойцы: Середа К.Д., 1923 г.р., из города Кемерова, Старков Б.Б., 1921 г.р., из города Ленинграда и Плотников Г.Е, 1918 пр., из села Рубцовка Алтайского края. Боевая выучка, солдатское братство, миссия защитника и освободителя довела всех четверых живыми (слегка ранеными) до конца войны. Много боевых эпизодов хранит память бойца: и как наводили мосты через реки по горло в воде при 10-15 градусах мороза и ухитрялись не простыть, не слечь с воспалением легких; и как при установлении минно-взрывных заграждении сталкивались с саперами-немцами. «Саперы-немцы ходили на задания с собаками, а мы надеялись только на себя», — вспоминает Гаря Гакович.
Четыре года по фронтовым дорогам… Боль потерь близких друзей, горечь поражений и отступлений, тяжелые яростные бои, минуты наивысшего напряжения, когда все твое существо в кончиках твоих же пальцев, и безмерная радость победы.
Победу объявили 8 мая 1945 года в 4 часа дня. И весть эту встретил гвардии сержант Менкенов Г.Г. в г. Лиепая Латвийской ССР. А 9 мая полк, в котором служил Гаря Гакович, бросили на разоружение остатков войск, выводимых из окружения. «За всю войну не было так страшно, как в эти несколько часов. Было страшно погибнуть после победы от случайной пули, от пули обезумевшего, отчаявшегося врага. Ведь части выводились в полной боевой выкладке. Но бог миловал», — вспоминает Менкенов.
Для бойца Менкенова ГГ. война на этом не закончилась. Нужно было очищать освобожденные территории от чужих и своих мин, взрывных сооружений. Еще два года гвардии сержант Менкенов вел «бой не ради славы, ради жизни на земле». Из этого периода жизни фронтовика Менкенова особенно памятна и дорога ему Почетная грамота Псковского обкома КПСС. Получил он ее в 1946 году за разминирование территории Псковской области, очищая Пушкинские места (г. Пушкино).
Ему предложили остаться в армии. Но звали, манили его родные степи, снились ночами родственники. В апреле 1947 года гвардии сержант Менкенов Г.Г. уволился в запас.
И тут грянул гром с небес: командир его полка сообщает ему, что калмыки как враги народа выселены в Сибирь еще в декабре 1943 года.
В поисках своих родных Г.Г. Менкенов едет в Сибирь. Своих он обнаружил в селе Стретснка Андреевского райо¬на Новосибирской области. Именно здесь начались трудо-вые будни бойца Г. Менкенова. Очень долго привыкал он спать ночами: ведь ночь была временем его работы долгих два года. В селе Стретенка Гаря Гакович проработал 11 лет на разных работах: был бригадиром дойного гурта, чабаном, бригадиром, заведующим фермой. И на трудовом фронте самоотверженно, как на военном, трудился Гаря Гакович. Здесь за ратный труд оп получил медаль «За освоение целинных земель». Здесь же он встретил свою половину — Валентину Санджиеву, женился.
Гаря Гакович вернулся в родные места в 1958 году и решил посвятить себя сельскому хозяйству. В совхозе «Ергенинский» Кетченеровского района он принял гурт, выращивал племенных бычков. Добивался рекордных привесов, свыше 400 кг живым весом каждый сдавал бычков на загото¬вительные пункты. Трудовые подвиги знатного животновода гремели на всю республику. Не раз гуртоправ Менкенов Г.Г. принимал гостей на своей точке оп охотно делился своими «секретами», помогал кому словом, кому делом, и показывал, и рассказывал.
Неоднократно выезжал на конференции передовиков на ВДНХ, избирался депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР, был членом райкома и обкома КПСС. В 1968 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1971 году по итогам пятилетки Гаря Гакович Менкенов был награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя. Самоотверженность на поле боя и на мирной ниве гаков наш земляк, ветеран Великой Отечественной воины Г. Г. Менкенов.
Награды:
1943 г. — медаль «За отвагу»,
1944 г. — орден Красной Звезды,
1944 г. — медаль «За отвагу»,
1945 г. — орден Отечественной войны II степени,
1946 г. — Почетная грамота Псковского обкома партии,
1947 г. медаль «3а победу над Германией», 1954 г. — медаль «За освоение целинных земель», 1968 г. — орден Трудового Красного Знамени,
1971 г. — медаль «Золотая звезда Героя Социалистическо¬го Труда» и орден Ленина.
В настоящее время Гаря Гакович проживает в п. Кек Булг Кетченеровского района, где пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди земляков и подрастающего поколения, для которого служит примером беззаветного служения Родине. Желаем ему здоровья и долгих лет жизни.
Из книги «Асмуды. Прошлое и Настоящее»
Республика Калмыкия