К 100-летию Бема Окуновича Джимбинова
На крыльях исторической памяти
Известному калмыцкому государственному деятелю, писателю и журналисту, патриоту своего народа Бему Джимбинову исполнилось бы 100 лет.
Время от времени мы пишем о людях, которые в разные периоды истории нашего народа сумели внести такой весомый личный вклад, и при этом их талант и служение народу были столь заметны, что определенным образом влияли на ход событий.
Таких людей у нас не очень много, их можно по пальцам пересчитать и совершенно верно журналисты называют их верными или достойными сынами народа. Правда, иногда в запальчивости готовы именовать таковыми всех людей, имеющих отношение к ключевым событиям в нашей истории, и я не спорю: они достойные наши соотечественники. Однако, не всем пришлось принимать решения, делать поступки, которые имели судьбоносное значение для народа. (Здесь речь идет больше о калмыцком народе.)
Среди тех людей, которые внесли серьезную лепту в развитие калмыцкой государственности, есть имя одного человека. Он достоин, чтобы о нем вспомнили. Ибо вчера ему исполнилось бы 100 лет.
Это Бем Окунович Джимбинов — видный общественный и государственный деятель, поэт, журналист-международник. Он был разносторонне одаренным и эрудированным человеком не только своего времени. До сих пор его статьи, рассказы поражают глубиной мысли, блестящим стилем и новизной.
Джимбинов Бембя Окунович начал свою трудовую деятельность в 30-е годы в редакциях районных и областных газет «Улан Хальмг» и «Ленинский путь». Писать начал рано, ему было 16 лет, и он одинаково владел калмыцким и русским языками. Позже овладел и английским, но в анкетах всегда на первое место ставил «владею калмыцким».
О нём очень подробно написал мой друг, ученый и писатель, журналист Николай Манджиев в своей книге «Кердата и кердатинцы», поэтому я не хочу повторять все известные факты.
Бем Джимбинов — выходец из калмыцкого села Кердата, ранее Амур-Санан, теперь это ферма или отделение СПК «Южный» Городовиковского района.
Перед войной способный журналист был направлен на учебу во Всесоюзный коммунистический институт журналистики им. «Правды» и, будучи студентом работал в главном информационном, говоря современным языком, «канале» — Телеграфном Агентстве Советского Союза (ТАСС).
Затем он стал заведовать редакцией Иностранного радиопрослушивания, а потом его назначили заместителем Заведующего Бюро международной информации ТАСС не для печати. Данное направление работы предполагало сбор и обработку материалов иностранных СМИ об СССР и подготовку закрытых обзоров (не для широкой печати) для руководства страны.
При всей мощи агитпропа СССР, власть хотела знать мнение своих политических оппонентов. И, конечно, к такой работе привлекались настоящие профессионалы, и им был наш соотечественник Бем Окунович Джимбинов. Все его последующие действия во имя своего народа в самые тяжелые периоды в его истории, лишний раз свидетельствуют, что он был высоким профессионалом в международной журналистике, дипломатии и его умение убеждать, доказывать, аргументировать складывались в атмосфере далеко не простой, зачастую и опасной.
Когда началась Великая Отечественная война, Бем Джимбинов находился на острие информационной борьбы. И как работник ТАСС, правительственного информагентства, он имел бронь, его не брали на фронт. И, когда высылали калмыков в Сибирь и в другие регионы страны, ТАСС отправило его корреспондентом в Омск и Омскую область.
Джимбинов Бембя Окунович не хотел мириться с несправедливым решением высшей власти СССР переселить калмыцкий народ и уже в 1948 году он начал рассылать письма о возвращении степняков в родные места. Надо иметь большое личное мужество обращаться с письмом к Сталину с просьбой вернуть калмыков на родину. На него, как на калмыка, распространялось правило, ограничивающее передвижение, и за самовольное оставление места высылки можно было получить 25 лет лишения свободы.
Но это не остановило Джимбинова, и он сумел приехать в Москву, якобы по работе информагентства, и попал на прием к М.А. Суслову, который выслушал его, но помочь ему ничем не смог. Это потом, при генсеке ЦК КПСС Л.И. Брежневе, он станет идеологом партии.
Неудачи не сломили упорного калмыка-журналиста, и он продолжал рассылать письма в защиту своего народа. И, конечно, при этом рисковал своим будущим.
Судьба сделала новый виток в его карьере: он стал корреспондентом журнала «Новое время», затем Советского Информбюро.
В 1956 году, после XX съезда партии, когда прозвучал знаменитый доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина и после решения о возвращении репрессированных народов, Бем Джимбинов еще больше активизировал свою работу по возвращению сородичей домой, в родные степи.
Была организована инициативная группа для подготовки исторической справки и письма в ЦК КПСС и передана Председателю Президиума Верховного Совета Клименту Ворошилову. (К слову, таких групп было несколько, и письма в разные инстанции шли, но не всем удавалось пройти в высокие кабинеты).
В данную инициативную группу вошли фронтовик, писатель Морхаджи Нармаев, Апуш Джимбинов, Алексей Берденов, Адиш Бачаев и Бем Джимбинов. Группа вышла на Оку Ивановича Городовикова, который дружил еще с гражданской войны с Климентом Ефремовичем Ворошиловым и мог свободно прийти к нему на прием.
Затем группа калмыков, в которую вошли и новые лица стали все настойчивее стучаться в двери высоких кабинетов. Московские квартиры Бема Джимбинова и его «однохотонца» Апуша Джимбинова превратились в своеобразный штаб или по современному, клуб, куда стекалась калмыцкая интеллигенция.
В 1956 году Бем Окунович Джимбинов вернулся в Калмыкию, где его избрали секретарем обкома КПСС, и на первой сессии Верховного Совета он заявил, что необходимо ставить вопрос об автономии. Время было бурным и такие люди, как Джимбинов, своей энергией и напором постепенно сносили все преграды, стоящие на пути к калмыцкой государственности.
Кроме всего этого, он занимался литературным творчеством и занимал пост председателя правления Союза писателей Калмыкии, возрождал калмыцкий театр, литературный альманах, национальный ансамбль песни и пляски и многое другое.
Но, главным делом его жизни в этот период было другое: отличный оратор, умный дипломат, журналист, он умел проникновенно писать и аргументировать свои мысли. А мысль билась одна: восстановление исторической справедливости, реабилитация народа, в том числе и территориальной целостности республики в довоенном формате. И восстановления калмыцкой государственности в виде республики, а не области в составе Ставропольского края.
И он опять едет и встречается с набирающим силу М.А. Сусловым, выходит на секретаря ЦК КПСС Е.А. Фурцеву. И она, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян и другие влиятельные люди страны поднимают вопросы восстановления калмыцкой автономии. И среди калмыков наиболее активно эти вопросы «лоббирует» Бем Джимбинов.
И такая пробивная способность и неистовость Бема Окуновича, с какой он продвигает «калмыцкие» вопросы, нравится не всем. И в краевой парторганизации и в Центре. Ему настоятельно предлагают работу в Казахстане, причем с прицелом на повышение. Но он отказывается.
Тогда под благовидным предлогом «повышения квалификации» опытного журналиста-международника, писателя и секретаря по идеологии отправляют в Академию общественных наук при ЦК КПСС, которую он успешно заканчивает и защищает диссертацию на ученую степень кандидата исторических наук.
Далее его жизнь уже меньше связана с родиной. Бем Окунович становится членом Союза советских писателей, членом комитета по связям с писателями стран Азии и Африки, и в этом качестве он побывал во многих странах и оставил после себя интересные описания.
Можно было написать о нем, как о писателе и напомнить читателям его солидный литературный багаж. Как писатель он очень интересен, и как историк, как знаток фольклора. И, конечно, как публицист.
Многогранен талант этого человека, но всего этого не было бы, если бы он не был так предан своему народу. Только любовь к народу, горячая сыновняя привязанность к нему вдохновляли его творчество и побуждали его на смелые поступки в самые тяжелые годы, выпавшие на калмыков.
И сегодня, мы по праву можем сказать, что вчера исполнилось 100 лет со дня рождения славного сына калмыцкого народа. И это не будет преувеличением.
P.S.
В одном из своих произведений Бем Джимбинов рассказывает о старой мельнице, находившейся на краю Элисты, и многие калмыки, возвращаясь из ссылки падали ниц перед ней, целуя родную землю. Наверное, во многих снах ссыльные степняки видели крылья этой мельницы, и она была символом Родины. Крылья мельницы покачивались на ветру и как будто приветствовали вернувшийся из ссылки народ.
Менке Конеев
Элиста, Республика Калмыкия