Поддержит ли Кремль борьбу с саранчой в России?
Новости Калмыкии: Богатая страна — богатый урожай. Поддержит ли Кремль борьбу с саранчой в России? Или необходимо допустить саранчу в Краснодарский край — житницу России? Необходимо ли думать о продовольственной безопасности страны или ещё рано? Об этом задумались в Москве, столице Российской Федерации. 12 июля летящие стаи саранчи замечены на автодороге Яшкуль-Элиста (к востоку от Элисты) и небольшие скопления саранчи в 15 км к западу от Элисты, об этом сообщает начальник отдела экономики КалмыкияНьюс.
Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов: «Борьба с саранчой на Юге России должна быть комплексной и поддерживаться федеральным центром»
Калмыкия — уникальный и самобытный регион Юга России. По оценке Национального туристического рейтинга, Фестиваль тюльпанов, ежегодно проводимый в республике, в 2017 году вошел в топ-25 событийных мероприятий. Власти Калмыкии сегодня активно развивают этнографический, событийный, религиозный и даже медицинский туризм.
В августе текущего года на территории Калмыкии впервые пройдет Фестиваль лотосов.
Об экономике Республики Калмыкия, внутренней политике и межконфессиональной толерантности в интервью агентству «Интерфакс-Юг» рассказал глава Республики Калмыкия Орлов Алексей Маратович.
— Алексей Маратович, каждый год с наступлением жары по-настоящему «горячим» для южных регионов России становится вопрос борьбы с саранчой на полях и сельхозугодиях. В Калмыкии на борьбу с саранчой затрачено порядка 20 миллионов рублей. Расскажите подробнее о достигнутых результатах в этом направлении, насколько эффективными оказались методы борьбы с этим вредителем, какие меры еще собирается принять правительство степной республики?
— Это на самом деле бедствие. Стихийному нашествию саранчи вот уже не первый год подвергается территория не только Калмыкии, но и соседних регионов. В текущем году мы предприняли ряд мер по борьбе с вредителями, не дав этой заразе распространиться на более обширной территории региона. Всего было обследовано более 120 тыс. га земель сельхозназначения. Нам удалось провести защитные меры по обработке территорий до того, как саранча встала на крыло. В конце мая — начале июня была проделана огромная работа. Сегодня на календаре — июль. И я могу уже с уверенностью сказать, что больших потерь в растениеводческих районах республики не допущено. Главное, что угроза бескормицы скота в предстоящую зиму нам не грозит. Конечно, без убытков не обошлось.
В целом, мы потеряли около 20 тыс. га земель, в прошлом году от нашествия вредителей пострадали 35-40 тыс. га. Эффект от принимаемых мер, как говорится, налицо. Однако это не снимает решения проблемы в целом. Борьба с саранчой на территории одного лишь региона невозможна. Она должна быть комплексной. К сожалению, нам не всегда удается синхронизировать совместные усилия по решению этого злободневного вопроса. Я имею в виду работу правительств Калмыкии, Дагестана, Ставропольского края, Астраханской области, где, в основном, и возникают очаги отрождения личинок саранчи. Стратегически борьба с саранчой должна решаться на федеральном уровне, ведь это не проблема одного Юга России. Поддержка государства в этом вопросе необходима.
В одиночку нам не справиться с природной напастью. С каждым годом очагов отрождения личинок саранчи становится все больше. В борьбе с опасными вредителями необходим единый кулак, с огромным запасом ядохимикатов, привлечением техники, авиации.
Несколько лет назад мы выступили с инициативой перед Минсельхозом РФ — создать мобильный центр по борьбе с саранчой на юге России.
Тогдашнему министру сельского хозяйства Елене Скрынник мы предложили разместить штаб-квартиру в Калмыкии. Нынешний глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев также не понаслышке знает об этой проблеме. В бытность его губернаторства Кубань тоже столкнулась со стихийным бедствием. К слову, у нас есть устная договоренность, что наша концепция по созданию мобильного центра по борьбе с саранчой будет востребована и использована Минсельхозом России.
— Вопрос переселения граждан из аварийных жилых помещений в республике остается актуальным. Какие ближайшие мероприятия планируется реализовать для решения этой проблемы?
— К 1 сентября в Элисте будет сдан в эксплуатацию 124-квартирный дом. В двух районах республики также завершается строительство жилых домов. На этом этапе адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья в регионе будет успешно завершена. Мы с хорошими темпами начали реализацию этой программы и, убежден, завершим ее тоже без срывов.
— Вы неоднократно утверждали, что ужесточение контроля за исполнительской дисциплиной чиновников положительно скажется на развитии Калмыкии. На недавнем заседании правительства республики было принято соответствующее постановление. По итогам первого полугодия 2017 года к каким ведомствам правительства и сферам деятельности конкретно у Вас есть замечания и вопросы?
— Собственно из этих замечаний, вопросов и родилось мое предложение региональному правительству. И, в первую очередь, не для того, чтобы ужесточить контроль над исполнительской дисциплиной чиновников. Наша задача — вывести правоприменительную практику использования тех или иных нормативных актов и положений, которые уже существуют в регионе, на более качественный уровень.
К сожалению, я заметил, что действующая нормативно-правовая база для осуществления управленцами их полномочий не всегда срабатывала так как нужно, а переписка между представителями органов исполнительной власти в регионе достигла почти критического порога. Одним словом, «заволокитились». Ссылки чиновников друг на друга, причем на различных уровнях, от сельского до республиканского, привели к тому, что мы практически подошли к той черте, когда на ровном месте рождается гора. Вопрос, не стоящий буквально ничего, вдруг стал превращаться в надуманную проблему. Это грозит нам непониманием со стороны населения.
Приведение в порядок системы ответственности, мне кажется, обязательно должно сработать эффективно. Ответственность любого уровня — это, еще раз повторюсь, дорога с двусторонним движением. С одной стороны — главы министерств и ведомств, с другой — руководители муниципалитетов. И все должно работать как слаженный механизм.
— В продолжении темы об ответственности чиновников. Республика Калмыкия стала одним из первых субъектов федерации, где комплексно приступили к реализации поручения президента России по наделению муниципалитетов расширенными полномочиями, вместе с большими, нежели прежде, правами и обязанностями на районные муниципальные образования (РМО) передано и увеличенное финансирование. Как на Ваш взгляд эффективно контролировать их работу и достичь должной отдачи от муниципалитетов?
— Мы эту практику начали применять еще в 2016 году. Уже тогда я обратился с просьбой к депутатам районных, сельских муниципальных образований, общественникам, активистам ОНФ, Общественной палаты — следить на местах за работой исполнительных органов власти. Надо отметить, что и простые жители Калмыкии, не имеющие никакого отношения к общественным структурам, ни тем более к политическим партиям, не остались равнодушными и активно включились в процесс. И это дало результат. Ведь на селе всегда легче отследить за распределением финансовых средств.
Допустим, депутаты сельского муниципального образования (СМО) с населением 400-500 человек проводят собрание и видят, что в бюджет СМО поступил 1 млн рублей, направленный на выполнение тех или иных полномочий органов исполнительной власти. И там уже, грубо говоря, лампочку «не стыришь» и не закопаешь в песок дорожку, которую нужно проложить в детский сад.
В прошлом году из республиканского бюджета на поддержку муниципалитетов было выделено около 1 млрд рублей. В нынешнем году средства из республиканского бюджета на эти цели были увеличены на треть. А если быть точнее, сумма составила более 1 млрд 300 млн рублей.
Мы бы, конечно, не делали этот шаг и не переводили финансовые средства из республиканской казны на нижестоящий уровень, если бы не видели эффективного расходования средств.
— Мы с вами беседуем в День рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Это настоящий праздник для жителей республики. В Калмыкии на протяжении многих лет сложилось толерантное отношение к представителям разных религий и конфессий. Жители региона проживают в мире и согласии. Продолжается строительство православного храма в честь Святых Кирилла и Мефодия. Сколько прихожан способен будет принять новый кафедральный собор?
— Новый кафедральный собор был заложен в прошлом году. Так называемый нулевой цикл уже преодолен. Сегодня произведены работы по переносу подземных коммуникаций связи, ограждению строительной площадки, заливке первого уровня, стен цокольного этажа. Строительство объекта ведется на спонсорские средства, добровольные пожертвования прихожан. К слову, серьезную финансовую поддержку Элистинской и Калмыцкой епархии на возведение храма оказали буддисты Калмыкии.
Отмечу, что инициативу жителей Калмыкии благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Конечно, сегодня пока нет того объема средств, который необходим для массированных работ на объекте. Но народная поддержка свидетельствует о том, что храм будет построен. Как говорится, глаза боятся — руки делают. Уверен, что мы справимся.
Что касается празднования 82-летия нашего учителя — Его Святейшества Далай-ламы XIV (в переводе — «Океан мудрости» — ИФ), лауреата Нобелевской премии мира, для нас это действительно праздник. Для калмыцкого народа, как и для буддистов всего мира, Тензин Гьяцо является истинным лидером и наставником, защитником веры, хранителем учения Будды и непререкаемым авторитетом.
Он трижды побывал у нас в республике. Хочу надеяться, что учитель вновь посетит степную республику. Его Святейшество по-особому относится к калмыкам. Ведь не случайно, что именно верховного ламу Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Далай-лама XIV назначил своим почетным представителем в России, Монголии и в странах СНГ.