Бесстрашный летчик Иван Намруев
Новости Калмыкии: Бесстрашный летчик Иван Намруев из Республики Калмыкия стал героем рассказа журналистки Валентины Будгоряевой, об этом сообщает начальник отдела кадров КалмыкияНьюс.
Внимательная Валентина Будгоряева записала небесные приключения храброго летчика Ивана Намруева, чтобы об этом знали и потомки, и читатели всего мира.
Таких людей надо знать!
* * *
Тысячи часов в небе без волнения и страха
А раньше было по-другому. Жизнь «бурлила». И почта здесь, и телеграф, и столовая, и киоски с сувенирами. «Море» таксистов, даже, несмотря на то, что ежечасно ходили автобусы.
Толпы у кассы за билетами, достать их делом было не из легких. Таким запомнил родной Элистинский аэропорт Иван Намруев, проработавший здесь пилотом больше двух десятков лет.
За его плечами 18 тысяч часов полета, 22 рейса в день в самые разные города: Ашхабад, Тбилиси, Баку, Москва, Киев, Грозный, Махачкала, Ереван, Ростов, Минводы. «Хочется, конечно, еще полетать», — признается в беседе с «КС» уже по прошествии многих лет, находясь на заслуженном отдыхе, Иван Джалаевич. А его жена Галина Александровна добавляет: «Ведь это — дело всей его жизни, а он у меня — мастер своего дела».
После учебы в Краснокутском летном училище Иван Намруев в 1971 году при поступлении на работу в Элистинский аэропорт сразу зарекомендовал себя хорошим летчиком. «Никогда не волновался. В училище хорошо учился. В себе и своих знаниях всегда был уверен», — говорит Намруев Иван Джалаевич. Но за штурвал «настоящего» самолета сел не сразу.
Начинал на сельхозработах, на «кукурузниках» опылял поля от насекомых вредителей.
«Раньше ведь даже и не слышали о клещах. Такого понятия вообще не было, потому что обработки проводились», — прокомментировала Галина Александровна.
Только в 1978 году Иван Джалаевич, проучившись девять месяцев в Кировоградском училище, сел вторым пилотом за штурвал самолета Як-40.
Столько лет прошло, поэтому о своих первых впечатлениях он уже не помнит, но говорит, что страха не было совершенно, как, в принципе, постоянно в следующие 15 лет.
Даже в момент, когда при посадке в Симферополе у самолета под его командованием не выпускалось шасси, Иван Джалаевич был невозмутим.
Сразу принял решение – лететь, пока не выработается горючее. «Сделал три круга, выработал. Делал перегрузку. С третьего раза открылось шасси. Потом выяснилось, что один штырек заклинило. Самое главное — сели благополучно», — рассказывает летчик Намруев Иван Джалаевич.
Гиляна Номинханова: Почему люди не летают?
Тот случай Галина Александровна до сих пор вспоминает: «Мы жили в «аэропортовском» доме. Соседи приходят и говорят: «Ничего страшного. Все нормально будет». Не могу понять, что происходит. Потом Иван, когда сел, сам позвонил. А у меня, знаете, за него переживаний никогда не было. Относилась к этому просто как к работе. Плохих мыслей допустить себе просто не могла. Всегда знала, что он вернется. Да и некогда было думать, двое детей на руках».
Но такая экстремальная ситуация была, по словам Ивана Намруева, не единственной: «Самое опасное в нашей профессии – гроза. Однажды попал под нее, хотел верхом обойти, поднялся, и у меня все три двигателя отказали. Там ведь безвоздушное пространство, а я залез туда, дурак. Потом снизился, запустились».
За время работы в авиапредприятии Ивана Джалаевича удостоили многих наград, в том числе нагрудного знака «За личный безаварийный налет и безупречную работу». На «закате» своей карьеры он попробовал себя даже в роли пилота-инструктора. Конечно, ведь в таланте и умениях нашего героя не сомневался никто.
В 90-е, во времена перестройки, когда пилотов обязывали экономить авиакеросин, у Ивана Джалаевича получалось это лучше всех. «Другие даже к нему подходили и спрашивали: «А как же вы летаете?», — смеется Галина Александровна.
В те годы как раз и началось упразднение единственного аэропорта Калмыкии. Рейсов становилось все меньше, самолеты исчезали, персонал увольнялся, некоторые уезжали продолжать работу в другие города. Но только не Иван Джалаевич.
«Я ему говорю: переучись, — рассказывает его жена. — А он мне: «Ты что? А как Калмыкия без меня будет?».
Валентина Будгоряева, газета «Калмыкия Сегодня»
Элиста