Басан Захаров: Судьба культуры — судьба народа!
Новости Калмыкии: Культура
Басан Захаров: Судьба культуры — судьба народа!
Очень часто среди государственных чиновников, общественных деятелей, предпринимателей, простых людей слышу такое мнение, что «сейчас не до культуры, нужно экономику поднимать». Считается, что культура, традиции и обычаи дело второстепенное, не достойное личного внимания. Мол, культурой пусть занимаются поэты, композиторы, артисты, учителя – им за это деньги платят, а у меня и своих дел полно.
Подобные мнения, превалирующие пока в обществе, на самом деле опасны для жизни как самого человека, его семьи, так и для развития республики.
Многие даже не догадываются что национальная культура – это не только песни, танцы и живопись, но и отношения между старшими и младшими, взрослыми и детьми. Это правила поведения, понятия о добре и зле, достоинстве и принципах, о том, что такое хорошо и плохо, это кухня и правила употребления пищи, даже то, как человек сидит, разговаривает и т.д. – это тоже культура. Культурой пронизана вся жизнь человека, общества и государства. Поэтому там, где не уважают культуру, не уделяют внимания воспитанию, там, где она сиротка, общества обречены на перманентные кризисы: политические, экономические, социальные и т.д. Они подвержены любым идеологическим провокациям. Не будем сейчас рассуждать о России, рассмотрим калмыцкое общество.
Потеря национальных ценностей привела к тому, что в наше мирное время молодых людей погибает немногим меньше, чем во время военных действий. Я вырос в четвертом микрорайоне Элисты, мое поколение — это сегодняшние 40-летние. Как горько осознавать тот факт, что многие мои сверстники ушли из жизни молодыми, став алкоголиками, токсикоманами, наркоманами, сколько судеб искалечено, сколько горя и страданий они принесли родным и близким. А сколько было убито в Калмыкии во время пьяных разборок, аварий с нетрезвыми водителями, как правило, молодыми людьми? А ведь в нашей культуре было запрещено употребление спиртного до появления первого внука.
Вполне закономерно, что, по свидетельству исследователей, до революции у калмыков не рождались дети с умственными и физическими отклонениям. Сегодня таковые есть, естественно, в большинстве случаев – это следствие неправильного образа жизни родителей. Все дореволюционные ученые отмечали у наших мужчин крепкое телосложение, отличное зрение, большую физическую силу, выносливость и т.д.
Кочевник не мог быть слабаком по определению. С чем это связано? Конечно, с национальной культурой. Умственное и физическое здоровье для ойрата — основа жизни.
Культ здорового крепкого тела существовал вплоть до семидесятых годов прошлого века. Практически все наши отцы и деды были спортсменами. А сегодня не редкость 30-летний сердечник и пивной живот.
Нельзя не упомянуть о нашей кухне. Около года назад по местному телеканалу передавали советы врача отказаться от «нездоровой калмыцкой кухни», поменьше употреблять калмыцкий чай, махн-шөлтәһән, дотр и прочие мясные блюда. Вот так, вместо того, чтобы пропагандировать правильное употребление традиционной пищи, нам предлагают вообще отказаться от национальной кухни, к которой мы генетически предрасположены.
Именно национальная кухня – последний рубеж в национальном сознании, когда уже и она становится невостребованной, то этнос не спасти. И таких недоучек–провокаторов масса. Хотя в том случае, врач имел в виду то, что современный человек при малоподвижном образе жизни употребляет чрезмерно жирную пищу, но, как говорится, вместе с грязной водой выплеснул и ребенка.
Калмыки хотя и сохранили частично национальную кухню, но совершенно потеряли культуру употребления пищи. Во-первых, наши предки недаром говорили: “Цә шиңгн болв чигн идәни дееҗ”. В дословном переводе, чай хоть и жидкий, но среди еды главный.
Калмыцкий чай всегда подавался первым, остальные блюда – примерно через полчаса. Кстати, именно так рекомендуют делать современные врачи.
Во-вторых, летом калмыки мясо практически не употребляли, упор делался на молочную пищу, мясо ели в холодное время года, когда требовалась повышенная энергоотдача.
В третьих, соблюдали мацг өдр (пост) три раза в месяц;
В четвертых, мясо ели только свежее.
В пятых, мясо недоваривали, тем самым сохраняя полезные вещества, что позволяло сохранять зубы крепкими. И так далее, перечислять можно долго, суть не в этом.
Предки строго соблюдали культуру потребления пищи, потому среди них было много долгожителей. Разве не рационально вновь вводить культуру потребления пищи? Ведь после простуд, лидируют болезни желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
Национальная культура выковывалась тысячелетиями. Всё не нужное со временем отсекалось, всё лучшее, правильное прививалось. Поэтому национальная культура глубоко рациональна. Глупцы те, кто отрицает традиции и те, кто к ним равнодушен. Отвергая национальную культуру, ставя её на последнее место в личных и общественных приоритетах, мы в прямом смысле закрываем дорогу себе и детям. Сколько ещё смертей, болезней и трагедий нужно, чтобы мы это поняли?
Очень важно, чтобы культура саморазвивалась, самовоспроизводилась. Без этого фактора у нации, общества, семьи не будет будущего. Каждое поколение должно передавать следующему духовные ценности. Например, сибирское поколение лишь в малой степени передало национальные ценности и в результате уже в следующем поколении появились брошенные дети и старики, убийцы, воры, алкоголики. В следующем за этим поколением появились проститутки, бомжи, люди, отвергающие всё национальное, криминальные «авторитеты», почти утерян язык. А будущее поколение может стать гонимыми всеми ветрами перекати-поле, без роду, без племени, стыдящиеся своего происхождения, родителей. Именно такое сейчас происходит с некоторыми народами России, к сожалению, уже сейчас подобное встречается и у нас. Когда нет связи с предками, утеряны национальные ценности – исчезает ответственность за свой род и семью, теряется чувство стыда. И тогда становится вполне возможным сдать ребенка в приют, родителей — в стардом, воровать и пьянствовать.
Не надо винить сибирское поколение, будем благодарными им за то, что они выжили и передали нам свою любовь к родине, за то, что они в нечеловеческих условиях сохранили национальное достоинство, вернулись и возродили республику. Наша нация получила урок и сейчас важно извлечь пользу.
Пора нам становиться национально ориентированными, т.е. культурными людьми. Это главное сегодня. Тогда никакой кризис и потрясения нам не будут страшны. У наших предков бывали ситуации в сто крат сложнее. Сплоченность, выдержка, умение жертвовать личным ради народа – эти культурные ценности позволяли ойратам достойно выходить из любой ситуации.
Экономика, политика и прочее — лишь прицепные вагоны к локомотиву под названием «культура».
В основе любого действительно успешного бизнеса – культура, идеология, корпоративная этика, включающие в себя униформу (национальная одежда), регламентированные взаимоотношения (традиции отношений между поколениями), систему взаимопомощи и поддержки, корпоративный сленг (национальный язык) и т.д.
Возвращаясь к нам, вспомним В.И. Ленина, который, зная уникальный культурный потенциал калмыков, обратился именно к нашему народу с воззванием: «Братья калмыки! Судьба вашего народа в ваших руках!».
Действительно, судьбу нашего народа можем определить только мы. И никто более. Такова наша история, таковы были наши предки, такова наша природа. Поэтому пора возвращаться к истокам, конечно, кочевой образ жизни уже не вернуть, но духовные и культурные ценности мы возродить обязаны. Другого пути у нас нет.
Басан Захаров, Элиста
Июль 2012 года, газета «Өөрдин зәңг» (Ойратские известия)