Рапсод мирового масштаба
Рапсод мирового масштаба
В начале апреля наш народный джангарчи Владимир Оконович Каруев отметил свой день рождения. В Монголии его именуют не иначе как великий рапсод монголоязычной культуры мирового масштаба. В разные годы он пребывал во власти в качестве государственного советника президента РК, советника главы РК. И каждый раз это диктовалось потребностью Каруева принудить руководство республики к действиям на благо Калмыкии. Иногда это получалось, иногда нет. Если Каруев уходил от этой власти, то она вскоре разрушалась. Это стало уже своеобразной приметой.
По врожденной скромности и непритязательности к житейским благам, Владимир недалеко ушел от сибирского сироты. Распрощавшись с профессией строителя, он перебрался на жительство в Элисту. Но здесь для него работы по облюбованной специальности – джангарчи, просто не существовало. Он числился то актером драмтеатра, то лаборантом на кафедре калмыцкого языка и литературы госуниверситета. Случалось, что месяцами сидел без зарплаты. Но по-прежнему исполнение эпоса считал главным делом своей жизни.
До недавнего времени Владимир Каруев выступал за границей в составе сводных фольклорных групп. Западные импресарио заметили его и всерьез заинтересовались. Он получил приглашение на сольный концерт в лучших театрах Парижа. Когда составлялись афиши и программы концертов на иностранных языках, то возникал неизбежный вопрос, как его представлять. Кто он: артист? Исполнитель оригинального народного жанра? Не совсем полно.
В Союзе писателей Калмыкии родилась мысль: по довоенному опыту празднования 500-летия эпоса присвоить Владимиру Каруеву официальное звание народного джангарчи и принять в члены Союза писателей. Будучи в Москве по своим творческим делам, я в библиотеке имени Ленина поднял давние публикации в периодической печати, снял копии. Например, сообщение в газете «Улан баhчуд» от 18 ноября 1939 года о том, что в Союз писателей СССР приняты джангарчи Д.Шавалиев, М. Басангов, Д. Джанахаев, А. Козаев.
Возрождая традицию, я, как народный поэт, написал В. Каруеву рекомендацию на вступление в творческий союз. На собрании писателей Владимир поделился своими мечтами и планами. Суть их сводится к тому, чтобы всемерно содействовать продолжению жизни «Джангара» в грядущем. На протяжении XX века многое сделано по сбору, сохранению и пропаганде эпоса. Однако все накопленное не должно оставаться мертвым кладом. Искусство рапсодов и сказителей надо передавать молодым, чтобы они и впредь несли его как устную эстафету от поколения к поколению. Ныне это особенно важно, ибо после тринадцати лет разобщенного пребывания в Сибири выросло поколение молодых людей, не владеющих родным языком. Всемерное развитие творчества джангарчи и сказителей поможет ликвидировать этот печальный пробел. На первых порах для обучения способных детей, Каруев создал школу юных сказителей в Элисте. В газетах достаточно писали об этом начинании. Однако город есть город. Несколько часов пребывания в камерных условиях не дает полноты соприкосновения с языковой средой и традициями. Владимир решил пойти дальше: создать своеобразный культурный центр в степной глубинке, где бы люди жили максимально приближенные к природе, в тех естественных условиях — кибитки, пастбища, скот, — в каких жили и творили их предки. Если кто-то усомнится, что это утопия, шаг назад, я отвечу, что ничего подобного.
Создание историко-культурных этнографических заповедников практикуется в ряде стран. Возможно, эта мысль возникла у Каруева при посещении музея этнографии в Ленинграде, во время конференции «фольклор и молодежь». Или в музейном комплексе Хархорина. Лично мне тоже доводилось видеть подобный заповедник в Болгарии: в стилизованной под старину деревушке возрождались традиционный промысел, ремесла и прикладное искусство…. Яркая благородная мечта джангарчи нового времени постепенно сливается с явью. Недалеко от оживленной автострады Элиста — Кетченеры, в тихой родниковой балке расположен небольшой поселок Годжур.
Именно его избрал Володя местом будущего заповедника. На старости лет я очень рад, что снова наши вкусы и привязанности совпали. Ведь Годжур — моя малая Родина. Здесь я прошел степь босыми ногами вдоль и поперек, поднимался на священный курган и на себе испытал магическую силу здешних мест. Вслед за своим юным другом и учеником наглядно представил: со временем на берегу пруда поднимется сооружение под названием «Храм Джангариады». Далее там будет возведен целый комплекс, окольцованный густым садом. Он будет возвышаться в степи, как дворец в стране Бумба.
По части строительства, мечта подкрепляется его реальной профессией и практикой инженера-строителя. А пока что на месте заповедника стоят две-три кибитки, где охотно согласились жить и хозяйничать несколько преданных, увлеченных идеей семей. Администрация Кетченеровского района выделила в их распоряжение 1300 гектаров земель, администрация Октябрьского подарила 20 телят. Основа создана. Летом здесь действовал сезонный детский лагерь. Даже наведывались туристы. Оказал честь своим посещением русский князь Куракин, питающий склонность к буддийской культуре. В первую очередь, в очаге древней культуры будет собрано и показано следующее: все издания «Джангара», независимо от того, где и на каком языке они изданы; портреты джангарчи всех поколений; картины Фаворского; произведения других художников по мотивам «Джангара«; фотографии крупных ученых, которые работали и до сих пор работают над исследованием древнего эпоса; картины, посвященные празднованию «Джангара»; стихотворения, очерки, статьи, воспоминания по джангароведению. По месту жительства собирается кружок пожилых людей, которые еще помнят старину. Здесь надо вспомнить собирательскую деятельность Санджи Каляева. Отдел фольклора Калмыцкого института общественных наук имеет огромные возможности, он должен занимать свое место. Читатели знают, что в «Джангаре» очень много интересных пословиц, воссоздающих кочевой быт. Несут в себе элементы культуры музыканты, сопровождающие исполнение эпоса; домбристы, хурульные оркестры.
Непреходящее значение имеет патриотический героический дух эпоса. На подвигах богатыря «Джангара» и поныне следует воспитывать нашу молодежь. Лихие наездники, меткие стрелки из лука, сильные, ловкие борцы, которые выигрывают любую битву, не взирая на гиперболизм образов, должны стать примером для подражания. В этом плане целесообразно возродить традиционные виды спорта, практиковать богатырские игры, джангариады и олимпиады, как это делалось до войны. Ждет своих энтузиастов и последователей мастерство прикладного искусства.
Хитроумному умению наших предков можно научиться в специальных самодеятельных кружках. Кстати, им в превосходстве владел народный поэт Константин Эрендженов, оставивший для молодого поколения книгу «Золотой родник». Это своеобразная памятка и руководство по многим видам и жанрам народного искусства, которым нет аналогов в мировой фольклористике. По мнению инициатора создания Культурного центра, все проявления причудливой народной фантазии сливаются здесь в единый поток. Они неиссякаемы, как родники в балке Годжур. Под сводами Храма «Джангариады» будет пульсировать вечно живая подлинная жизнь. Пространство возрожденного эпоса станет значительным и престижным. Оно наверняка привлечет внимание зарубежных туристов как яркая достопримечательность Калмыкии.
Материал к печати подготовил Санал Эрдниев