Пластиковые окна: Дело Интериор Стекляшка и Интереор
Антимонопольная служба
26 декабря 2008 г.
г. Элиста
Комиссия УФАС России по Республике Калмыкия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Болдырев А.В. — председатель Комиссии, исполняющий обязанности руководителя Управления по Республике Калмыкия,
Манжиков В.И. — член Комиссии, Старший государственный инспектор Управления по Республики Калмыкия,
Дорджиев Б.М. – член Комиссии, Государственный инспектор Управления по Республики Калмыкия,
рассмотрев дело №03-77, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе индивидуальным предпринимателем Спириной Натальей Вилоровной, выразившегося вразмещении недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара,
в присутствии заявителя – индивидуального предпринимателя, директора ООО «Компания Интериор» Заруцкой Наталии Михайловны, представителя ООО «Компания Интериор» и ИП Заруцкой Н.М. Брусенцевой Галины Валентиновны (доверенность б/н от 24.11.2008 г.; доверенность б/н от 24.11.2008 г.), представителей ответчика по делу ИП Спириной Н.В. Спириной Ларисы Вячеславовны (доверенность б/н от 28.01.2008 г.), Спирина Вилора Борисовича (доверенность б/н от 22.12.2008 г.)
УСТАНОВИЛА:
Индивидуальный предприниматель Заруцкая Наталия Михайловна использует в своей деятельности с 2002 года коммерческое обозначение «INTERIOR», в русской транскрипции «Интериор», что подтверждается представленными заявителем устными пояснениями и документами, а именно: копией доверенности № 554 от 26.12.2003 г., выданной Отделом образования Мэрией г. Элиста Анкишеву Е.В. на получение от ИП Заруцкой Н.М. товарно-материальных ценностей, копия бланка заказа № 936 от 15.12.2003 г. на изготовление жалюзи в Компанию «INTERIOR», заполненный Анкишевым Е.В.; копия Диплома, выданного ЗАО «Банк Русский Стандарт» «Предпринимателю Заруцкой Н.М. / Interrior» в 2007 г.; копия Благодарственного письма, выданного ОАО «ЕвроДекор» по итогам работы за 2006 г. Компании «Интериор» на имя Заруцкой Н.М.; Благодарственное письмо, выданное ГСУСО «Элистинский дом–интернат для умственно отсталых детей» Компании «Интерио» Заруцкой Н.М. в 2006 г.; копия договора № 76-2007 на проведение рекламной кампании, заключенный между ИП Заруцкой Н.М. и ИП Сангаджеевой Л.М.
ИП Заруцкая Н.М. является законным правообладателем коммерческого обозначения, используемого в своей деятельности как средство индивидуализации в виде графического изображения окна на желтом и синем фоне, что подтверждает регистрационное свидетельство №0018 от 17.11.2008 г., а также экземпляр выпуска газеты «Все для Вас – Элиста» №37 от 10.11.2008 г.
Решением № 1 от 2.10.2008 г. ИП Заруцкой Н.М. было создано Общество с ограниченной ответственностью «Компания Интериор». ООО «Компания Интериор» является законным правообладателем фирменного наименования «Компания Интериор», которое включено в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка от 09.10.2008 г. № б/н), также является законным правообладателем коммерческого обозначения «Компания INTERIOR» на основании правопреемства и регистрационного свидетельства № 0019 от 17.11.2008 г.
Согласно п. 4 ст. 1539 Гражданского Кодекса РФ исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
С 22.11.2007 г. была продемонстрирована реклама «Компания INTEREOR» «Тепло и уют для вашего дома и отдыха» «металлопластиковые окна и двери».
Это обозначение «Компания INTEREOR» имеет сходство с коммерческим обозначением «Компания INTERIOR», законным правообладателем которого является ООО «Компания Интериор», указанное обозначение имеет фонетическое сходство с фирменным наименованием ООО «Компания Интериор».
В указанном рекламном ролике сообщается следующее: «Мы ждем Вас по прежнему адресу: ул. Клыкова, 22, магазин «Стекляшка».
Ранее именно в этом помещении, то есть в этой же части здания, выделенной для самостоятельного использования, осуществляло свою деятельность ООО «Компания Интериор». ООО «Компания Интериор» переехало с магазина «Стекляшка» 20.10.08 г.. Данная реклама была размещена согласно договора ИП Спириной Н.В. с ИП Васильевой № 46-2008 от 17.11.08 г. на проведении рекламной кампании. Рекламный ролик для проведения рекламной кампании был изготовлен ООО ИПА «Аранзал» согласно договора № 42 от 08.11.08 г., заключенного ИП Спириной Н.В. с ООО ИПА «Аранзал», на изготовление аудио/видео продукции. То есть рекламный ролик был подготовлен через 18 дней и показан через 32 дня после переезда ООО «Компания Интериор». Таким образом, фразу «Мы ждем вас по прежнему адресу: магазин «Стекляшка» можно расценивать как указание на то время, когда ООО «Компания Интериор» осуществляло свою деятельность в магазине «Стекляшка», то есть до 20.10.2008 г.. По данному адресу осуществляет деятельность по продаже металлопластиковых окон и дверей ИП Спирина Н.В.. Покупатель, ранее пользовавшийся товарами и услугами ИП Заруцкой Н.М. или ООО «Компания Интериор», которое является правопреемником ИП Заруцкой Н.М., по приходу компанию «INTEREOR» по адресу: ул. Клыкова, 22 магазин «Стекляшка», намеревается пользоваться товарами и услугами ИП Заруцкой Н.М. или ООО «Компания Интериор», однако покупатель вступает в правоотношения с другим индивидуальным предпринимателем, то есть другим продавцом товара. Нахождение по прежнему адресу предполагает нахождение по указанному адресу в течении длительного периода. В данном случае с момента переезда ООО «Интериор» (20.10.2008 г.) до выхода рекламы (22.11.2008 г.) прошло 32 дня. Следует учитывать тот факт, что отношения по изготовлению и размещению рекламы складывались с 8.11.2008 г. по 22.11.2008 г. 14 дней, нахождение по указанному адресу составляет 18 дней. Обозначение «INTERIOR» приобрело на территории Республики Калмыкия определенную известность, как предприятие, занимающееся продажей и установкой металлопластиковых окон, дверей, жалюзи. Это обозначение использовала ИП Заруцкая Н.М. для индивидуализации продукции, согласно представленным доказательствам с 2003 года, то есть 7 лет, а позже по праву правопреемства ООО «Компания Интериор» для индивидуализации юридического лица. Следует учесть, что фонетическое сходство «INTERIOR» и «INTEREOR» при демонстрировании рекламного ролика по телевидению составляет почти 100%. Таким образом, указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что указание в рекламе на то, что продавец товара, то есть ИП Спирина Н.В. («Компания INTEREOR»), ждет потребителя по «прежнему» адресу является не соответствующим действительности.
С 11.12.2008 г. на витрине магазина «Стекляшка», в помещении которого осуществляет свою деятельность ИП Спирина Н.В., была размещена надпись крупными буквами «INTERIOR» «ОКНА ДВЕРИ, изображение оконной рамы с надписями «оформление в кредит», «немецкий профиль КВЕ», «энергосберегающий пакет в подарок». Данная реклама содержит часть коммерческого обозначения «Компания INTERIOR», принадлежащего ООО «Компания Интериор», которое находится по этому же адресу, но в другом помещении, то есть не в магазине «Стекляшка»
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается недобросовестная и недостоверная реклама; 3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с п. 1. ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ №38 «О рекламе») реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Данная надпись является рекламой, так как она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Законом РФ от 7.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителя» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Указанные сведения не имеют целевым назначением информирование о месте нахождения организации, они не содержат сведений о режиме работы, поэтому они могут быть квалифицированы как реклама. Указанная информация размещена на витрине магазина. Тем самым, на размещенную на витрине магазина информацию распространяются положения ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе».
Реклама размещена на витрине магазина «Стекляшка» с целью привлечь внимание потенциальных потребителей к товару, к условиям приобретения, качественным характеристикам реализуемого товара.
Надпись «INTERIOR» «ОКНА ДВЕРИ» выполнена в одной цветовой гамме с изображениями оконной рамы с надписями «оформление в кредит», «немецкий профиль КВЕ», «энергосберегающий пакет в подарок». Она содержит сведения о продавце указанного в рекламе товара, с наименованием «INTERIOR». Эти сведения не соответствуют действительности, так как предприятия с наименованием «INTERIOR» там нет. Такое предприятие, а именно, ООО «Компания Интериор», являющееся законным правообладателем коммерческого обозначения «Компания INTERIOR», не находится в магазине «Стекляшка», а рекламируемое предприятие ИП Спириной Н.В. не имеет прав на обозначение «INTERIOR». Таким образом, указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара.
На рассмотрении дела, назначенном Определением №779 от 18.12.08 г., в присутствии заявителя – индивидуального предпринимателя, директора ООО «Компания Интериор» Заруцкой Наталии Михайловны, представителя ООО «Компания Интериор» и ИП Заруцкой Н.М. Брусенцевой Галины Валентиновны Спириной Ларисой Вячеславовной и Спириным Вилором Борисовичем были даны следующие устные пояснения: «Сначала возникли претензии об окне. Мы окно изменили. У них кривое с пальмами, у нас – прямое с другим изображением. Когда у них произошел раскол, реклама шла именно так (магазин «Стекляшка»), Заруцкая Н.М. к этому никакого отношения не имеет. Здание магазина «Стекляшка» в собственности Спирина В.Б. с 1999 года. Надпись «INTERIOR» разместил Спирин В.Б. для индивидуализации магазина «Стекляшка»».
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Деятельностью по продаже металлопластиковых окон и дверей занимается ИП Спирина Н.В.. Реклама на витрине магазина «Стекляшка», включающая следующее: «INTERIOR», «Окна двери», изображение оконной рамы с надписями «оформление в кредит», «немецкий профиль КВЕ», «энергосберегающий пакет в подарок», направлена на привлечение внимания к предприятию ИП Спириной Н.В., которая является продавцом указанных металлопластиковых окон, дверей, жалюзи. Таким образом, ИП Спирина Н.В. является рекламодателем данной рекламы.
Рассмотрев материалы, комиссия пришла к следующим выводам:
Индивидуальным предпринимателем Спириной Н.В. была распространена реклама по телевидению «Компания INTEREOR» «Тепло и уют для Вашего дома и отдыха», содержащая сведения о продавце товара, то есть предприятия, которое ждет потребителя рекламы по прежнему адресу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о продавце товара.
Индивидуальным предпринимателем Спириной Н.В. была размещена реклама на витрине магазина «Стекляшка», содержащая надпись «INTERIOR», то есть часть коммерческого обозначения, принадлежащего другому хозяйствующему субъекту, содержит не соответствующие действительности сведения о продавце товара.
Таким образом, вышеуказанные действия индивидуального предпринимателя Спириной Н.В. согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» являются нарушением законодательства о рекламе.
В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 несет рекламодатель.В данном случае рекламодателем является ИП Спирина Н.В.
Таким образом, вышеуказанная реклама ИП Спириной Н.В., распространенная ИП Васильевой А.В. и Спириным В.Б., признана ненадлежащей.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС №453 от 28.12.2007 г., Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Спириной Н.В., распространенную на Первом канале по телевидению в рамках проведения рекламной кампании ИП Васильевой А.В. о «Компании INTEREOR», поскольку в ней нарушены требования ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе»; рекламу ИП Спириной Н.В., распространенную Спириным В.Б. на витрине магазина «Стекляшка» о «INTERIOR», поскольку в ней нарушены требования ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП Спириной Н.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.В. Болдырев
Члены Комиссии В.И. Манжиков
Б.М. Дорджиев