Интериор Стекляшка — предприниматель Наталья Спирина ставит точки над i
Некоторое время назад в городских СМИ мелькали сообщения о непонятной ситуации, сложившейся вокруг названия компании «INTERIOR». И вот 16-й арбитражный апелляционный суд расставил все точки над «i», и теперь мы можем разобраться в истории, главной героиней которой станет эта самая буква «И».
Корреспондент газеты «Элистинский курьер» обратился за комментариями к предпринимателю Наталье Спириной.
— С чего началась ваша история, тянувшаяся целый год?
— Со встречи двух Наталий — меня и Заруцкой. Конкретно: я в 2000-м году наняла Заруцкую в качестве бухгалтера в свою фирму, расположенную в принадлежащей нашей семье «Стекляшке».
Тогда я ездила в Краснодар, нашла фирму-производителя и стала возить в Элисту жалюзи. Дело, как говорится, пошло, компания стала набирать обороты. В 2003 году оформили Заруцкую как индивидуального предпринимателя, так как у меня с 1999 года уже были «Гастроном Стекляшка» и магазин «Природа» в 4-м микрорайоне. Так Заруцкая стала компаньоном. Я ей полностью доверяла, и второй счет в банке открыли на нее.
Ассортимент к тому времени расширился, и компания стала заниматься установкой и продажей пластиковых окон. Через год, в 2004-м, была куплена первая грузовая «Газель», которую оформили на меня. Борта новой машины украсило название «Интериор » и эмблема в виде одного арочного окна.
Позднее фирма приобрела еще одну «Газель», которую оформили уже на Заруцкую. Оставалось только работать и зарабатывать. Организационные и производственные вопросы решали совместно. Дело шло своим чередом. Но постепенно в наших взаимоотношениях с бухгалтером Заруцкой появилась напряженность.
— Конфликт?
— Переломным стал 2008 год, все чаще стали возникать неясности в финансово-хозяйственной деятельности компании. Такая ситуация меня не устраивала, и поэтому Заруцкую попросила периодически предоставлять мне отчеты. Ее же подобные требования не устроили — она почему-то стала считать себя не компаньоном, а директором фирмы. И пока я находилась на больничном, бухгалтер, как говорится, «перебила» все на себя. Арендовала принадлежащий мэрии подвал по соседству и открыла свою фирму с аналогичным названием «Интериор», причем успела развернуть рекламную компанию под слоганом «мы просто переехали». Вот тут и начинается история с буквой «И».
Выйдя с больничного, я не стала доводить конфликт до маразма, стала приводить в порядок деловые связи. Восстановила обезображенные в ходе переезда Заруцкой помещения, съездила в Краснодар, восстановила связь со старыми и наладила контакты с новыми поставщиками.
— И что Заруцкая?
— Видимо, ей все же не работалось спокойно. Она поехала в Волгоград, в общественное учреждение «Росич». Там ей выдали документы, свидетельствующие о том, что Наталья Заруцкая якобы является автором торгового названия «Интериор», а также изображения арочных кривых окон, использованные на вывески компании «Интериор». Потом мне стали звонить поставщики, говорить, что Заруцкая просит их со мной не работать. А я предложила не раздувать конфликт, а попросту оставить названия, с той поправкой, что в названии компании Спириной изменится одна буква — вместо «ИнтерИор » будет написано «ИнтерЕор».
— Вроде вполне разумное предложение.
— Но оно не было принято. Видимо, моя экс-компаньон посчитала мою доброту и мягкость за слабость и решила «слить» конкурента с рынка. Для этого она направила жалобу в республиканское Управление Федеральной антимонопольной службы о том, что мной незаконно используется торговое название «Интериор», права на которое принадлежат только ей, то есть Заруцкой, и якобы она от этого терпит убытки. В подтверждение была приложена бумажка от «Росича». Антимонопольщики сигнал приняли и быстренько приняли решение в пользу Заруцкой, даже отрапортовали в ряде газет, где меня заклеймили как предпринимательницу, «прикрывавшуюся буквой». Аналогичная информация была размещена и на официальном сайте УФАС по Республике Калмыкия.
— Насколько обоснованными были эти обвинения?
— Вы знаете, я представила в калмыцкое Управление ФАС документы, доказывающие всю необоснованность требований Заруцкой. В их числе и распечатки из интернета, где видно, что практически в каждом крупном городе страны есть своя местная фирма с удивительно похожим названием. Ничего удивительного, ведь «Интериор» просто-напросто означает «интерьер». Однако ж никто из владельцев этих «Интериоров» не побежал регистрировать авторское право. Ума хватило не позориться. Также я предоставила экспертное заключение, вынесенное экспертом-международником с 30-летним стажем работы, из которого следует, что «Представленные на исследования правовые документы (бумажка «Росича») на решение коммерческих обозначений не имеют юридической силы». Кстати, кому интересно, в Волгограде вот уже 14 лет активно работает компания «Союзстрой-С», которая использует в своих рекламных буклетах и вывесках изображения арочного окна, автором которого с подачи Заруцкой в 2008 году «Росичем» признана моя экс-компаньон. Вроде все понятно, обвинение не стоит и выеденного яйца. Однако документы приняты к рассмотрению не были, так как УФАС решение уже приняло и ябеду Заруцкой удовлетворило. Поэтому мне вынесли предписание, согласно которому запрещалось использовать название «Интериор», давать рекламу в СМИ и предписывалось заплатить штраф на 24 тысячи рублей.
— И что же произошло дальше? Вы оспорили это решение в суде?
— Не сразу. Дело в том, что одного решения УФАСа Заруцкой показалась мало. Она разослала в местные редакции газет, а так же на телевидение, письма с требованием не публиковать рекламу «Интериора» Спириной. И тут всплывают интересные факты. Дело в том, что когда Заруцкая ушла от меня в соседний подвал, она заявила, что она теперь ООО «Интериор» и зарегистрировалась под этим названием в ИФНС. Предложение с заменой буквы «И» на букву «Е» ее, вы помните, не устроило. Поэтому я зарегистрировала в местном ИФНС ООО «Компания «INTERIOR Стекляшка», вернув в название букву согласно экспертному заключению. И в качестве торгового знака стала использовать это название и изображение прямого арочного окна с видом на центральный хурул. Но и эта очевидная разница в названиях не была замечена в калмыцком УФАСе.
— Чем же в итоге закончилось разбирательство?
— Я обратилась в Арбитражный суд РК, куда предоставила все имеющиеся документы. В их числе — справка от ООО «Газель», где говорится, что автомобиль, который проходит у них техобслуживание и принадлежит мне, Наталье Спириной, носит на бортах название «INTERIOR» с 2004 года, и другие документы, подтверждающие неправомерность требований Заруцкой. 29 апреля 2009 года арбитражный суд РК удовлетворил мою кассационную жалобу и отменил решение УФАС. Антимонопольщики попытались обжаловать решение калмыцкого суда в региональном арбитражном аппеляционном суде № 16 города Ессентуки, однако и там решение калмыцкого арбитражного суда оставили без изменений. Справедливость восторжествовала, однако никаких извинений со стороны УФАС по Республике Калмыкия так и не последовало.
— И что вы намерены делать дальше?
— Работать. Готовиться к Зулу и Новому году, не растрачивая себя по мелочам.
Виктор Эрдниев, Элиста, Калмыкия
газета «Элистинский курьер» 10 декабря 2009 г.