Интервью Главы Республики Калмыкия Бату Хасикова
Земля, вода и люди – слагаемые успеха
Два из трёх у нас есть, когда будет третье?
Об этом и многом другом в мае 2023 года – в интервью национальной газеты «Хальмг Унн» с Главой Республики Калмыкия Бату Хасиковым.
– Бату Сергеевич, вспомним формулу Архимеда: дайте мне точку опоры, и я подниму Землю с помощью рычага. Что вы считаете точкой опоры, а что – рычагом, с помощью которых можно, образно говоря, поднять экономику Калмыкии?
– Точка опоры у нас есть – это наша благословенная земля с богатой историей, покрытая воинской славой. Наши степи привлекательны для туристов. У нас огромный земельный потенциал для развития сельского хозяйства. Кстати, по данным Роснедр, наша территория представляет интерес и в плане полезных ископаемых: они пока ещё недоисследованы. А движущей силой является народ Калмыкии – наши трудолюбивые, талантливые люди. Уверен: с опорой на нашу землю мы поднимем экономику республики на лидерские позиции на юге России — как минимум, по динамике развития, а где-то и по количественным показателям.
– Чего, на ваш взгляд, нам не хватает для такого рывка?
– Всё у нас есть для рывка: земля, люди, желание, умение, федеральная поддержка. Да, есть и нерешённые проблемы. Мы живём в период серьёзных вызовов, но в каждом вызове скрыта возможность. Тот, кто хочет её найти, обязательно найдёт. Нужно расширить привычные рамки и обнаружить новые перспективы развития.
– Главнейшая нерешённая проблема – вода?
– Да, и с наскока её не решить. Для решения нужны большие ресурсы. Чтобы на них рассчитывать, надо всё тщательно подготовить. За четыре года проделана огромная работа. Мы разработали более 30 проектов – в каждом районе вопрос с водой будет решаться по-своему. Многие из этих проектов уже выполняются – например, в Юстинском, Целинном, Яшалтинском и Лаганском районах. Провели воду в Вознесеновку и Аршан. Кроме того, мы подготовили главную схему обводнения Калмыкии, согласно которой воду в Элисту и в другие районы республики нужно вести из Волги. Эту концепцию одобрили эксперты, и она утверждена в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.
– Когда же к нам придёт волжская вода?
– Сейчас мы уже имеем дорожную карту. В этом году утверждаем техзадание, а в следующем году вместе с федеральным правительством находим источник финансирования и разрабатываем проектно-сметную документацию. Предварительно, по данным экспертизы и техзадания, только одна нитка водовода длиной более 250 км оценивается почти в 35 млрд рублей. Это немалые деньги, но, чтобы решить столь важную для всей Калмыкии задачу, убеждён, они не такие уж и большие. Рассчитываем на поддержку руководства страны. Планирую говорить об этом на ближайшей встрече с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.
– Целый год уйдёт на разработку ПСД?
– Проектно-сметная документация – это важнейшая часть проекта и огромный труд специалистов. Надо выполнить эту работу максимально качественно, чтобы водовод служил нам долгие годы.
– Какие возможности для экономики Калмыкии Вы видите сегодня?
– Буду неоригинален, в первую очередь это наш агропромышленный комплекс. Но! Необходимо совершить переход от экстенсивного метода к интенсивному. Совместно с учёными Калмыцкого государственного университета и Минсельхозом России мы сформировали программу такого перехода. В животноводстве нужно строить откормочные комплексы. Соответственно, создавать кормовую базу. Для этого вводить в оборот дополнительные земли, восстанавливать мелиорацию и прокладывать оросительные системы. Далее – расширение переработки продукции. Одно тянет за собой другое, и везде – новые рабочие места, хорошие зарплаты. Чем выше добавленная стоимость, тем полнее будет наш бюджет, а значит, появится больше возможностей поднимать социальную сферу, инвестировать в новые проекты.
– Кстати, об инвестициях. Где их взять?
– Инвестиции приходят туда, где их хорошо встречают. Предприниматели в частных разговорах признавались, что в недавнем прошлом у них откровенно вымогали, но сейчас нам удалось это изжить. Мы ввели инструменты налоговых (один процент для малого и среднего бизнеса) и неналоговых преференций инвесторам. Любой фермер может получить субсидии на создание оросительной системы, дешёвые заёмные деньги, возврат первого взноса по лизингу на приобретение техники, широкую грантовую поддержку. Надо активнее пользоваться этими инструментами.
– А предпринимателей что-то останавливает?
– Некоторые опасаются ответственности, которая неизбежно приходит вместе с бюджетными средствами. Тому, кто не привык работать прозрачно, придётся многое перестроить в своём бизнесе, чтобы соответствовать установленным критериям. Но те меры, которые предлагает государство, стоят того. Уже есть истории успеха, люди видят, что, если грамотно и ответственно подходить к делу, ты в конечном счёте выигрываешь, а вместе с этим становится успешнее и республика.
– Новым направлением роста часто называют туризм. Какие здесь «виды на урожай»?
– Эта отрасль у нас уже превзошла самые смелые ожидания и становится не просто драйвером развития других отраслей, но и самодостаточным видом бизнеса и источником пополнения бюджета. За последние два года на федеральные гранты было создано пять глэмпинг-центров (кемпинг на природе со всеми удобствами). Им дал высокую оценку посетивший недавно нашу республику с рабочим визитом курирующий туристическую отрасль вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Я «снимаю шляпу» перед нашими предпринимателями, которые взялись и до конца реализовали задуманные проекты. Назовём их пионерами в формировании новой бизнес-культуры. Молодцы!
– Чтобы любой механизм эффективно работал, нужна надёжная трансмиссия. Что, на Ваш взгляд, связывает все звенья нашего «архимедова рычага» в единое целое?
– Таким звеном является транспортно-логистическая система, которая в последние годы хорошо развивается. Мы приводим в нормативное состояние наши дороги. Проходящие по Калмыкии федеральные трассы поэтапно перестраиваются в 4-полосные, и эта работа будет продолжена.
– Это хорошо, но реконструкция трасс создаёт и определённые неудобства для людей. Стоя в пробках, водители с трудом сдерживают эмоции. Что Вы можете им сказать?
– По оценке Правительства России, дорожная отрасль в Калмыкии – одна из прорывных. Строим много, и планы большие. Что касается неудобств, особенно в туристический сезон, – согласен, они есть. Но надо немного потерпеть. Ведь расширение трасс до 4 полос повысит пропускную способность дорог республики и сделает их более безопасными. Кстати, стало известно о том, что Правительство России готовит программу развития придорожной инфраструктуры. Надеюсь, ею воспользуются предприниматели Калмыкии.
Сейчас капитально ремонтируем терминал аэропорта Элиста. Здесь спасибо компании «Аэропорты большой страны» за внимательное отношение к этому объекту. Когда он откроется, мои земляки и наши гости будут приятно удивлены. Также отмечу, что в последние три года активизировалось железнодорожное сообщение.
– А что с жилищным строительством? Как сейчас «дышит» эта отрасль?
– В прошлом году мы вышли на 123 тысячи квадратных метров в год, это рекорд за последние семь лет. А строительство жилья – это не только радость для новосёлов, но и один из важнейших драйверов экономики республики. Строительство даёт заказы другим отраслям, создаёт хорошо оплачиваемые рабочие места. Внедряются новые технологии, например – монолитное домостроение. Важный проект – строительство «Молодёжного» микрорайона. Это будет хороший пример комплексного развития территории.
– О проблемах. Кроме воды называют также высокий, по сравнению с другими регионами России, тариф на электроэнергию. Что делается для решения этой проблемы?
– Уже кое-что сделано. Благодаря поддержке Владимира Владимировича Путина чуть больше года назад была создана межтарифная зона, объединившая Калмыкию и Ростовскую область. Благодаря этому решению стоимость киловатт-часа у нас снизилась на два рубля, это достижение. Правда, вскоре произошло повышение тарифа по всей России, и мы вернулись к тому же уровню, но если бы не межтарифная зона, то электроэнергия сейчас была бы дороже на два рубля. По мере развития экономики республики и роста общего потребления электроэнергии снизится стоимость киловатт-часа, так как она напрямую зависит от потребляемого объёма.
– Главной движущей силой нашего «архимедова рычага» Вы назвали трудолюбивый и талантливый народ Калмыкии. Это, безусловно, так, но руководители предприятий говорят о нехватке квалифицированных кадров.
– Да, есть такая проблема. Нашей экономике нужно больше специалистов – агрономов, инженеров, механизаторов, сварщиков, строителей, мастеров по отделке, портных, поваров, сотрудников туризма и сервиса и так далее. Я ставлю нашей системе образования задачу ориентироваться на кадровый запрос реального сектора экономики.
Приведу пример, как это уже работает: по запросу наших больниц мы добились открытия в Калмыцком государственном университете медицинского факультета. Это была мечта ещё Басана Бадьминовича Городовикова, я рад, что мы её реализовали. В 22-м году был первый набор, и теперь на средства республиканского бюджета у нас готовят врачей по целевому набору с обязательной отработкой не менее пяти лет в своей районной больнице. Точно так же и с ветеринарией – специалисты в этой сфере буквально нарасхват, сто процентов выпускников университета по этой специальности находят себе хорошую работу. Убеждён: образование надо объединить с бизнесом, с производством. Есть запрос с мест на специалистов – мы уже готовим. Также на системном уровне нужно заниматься профориентацией. Министерство просвещения России здесь нас поддержит, об этом в ходе своего недавнего визита в Калмыкию сказал министр отрасли Сергей Кравцов.
– Бату Сергеевич, давайте попробуем заглянуть на сто лет вперёд. Что из того, что закладывается сейчас, даст результат? Что Вы считаете главным?
– Главное – это люди. Моя стратегия, идеология заключается в том, что людей в Калмыкии должно быть больше. Поэтому будем и дальше поддерживать рождаемость экономическими мерами. Сейчас каждый новорождённый получает подарок от главы республики. Это символичная история, она идёт плюсом к другим республиканским и федеральным мерам поддержки. Но для меня это было важно. Надеюсь, эти наборы пришлись по душе землякам. Но я считаю, что изменения должны произойти в сознании и в сердцах людей. Наши ээҗи, аавы – бабушки и дедушки – в более сложные времена рожали много детей, и не просто рожали, но и умудрялись давать всем хорошее образование. Мы должны следовать их примеру. В этом свете сельское хозяйство, о котором мы много говорили, – это не только отрасль экономики, это образ жизни, возвращение к истокам. Это традиции, в том числе больших многодетных семей. Шаджин-лама, с которым я часто встречаюсь, и мы много общаемся с ним, поддерживает идею с точки зрения духовности. Мы намерены объединить наши усилия и попытаться донести этот посыл до наших земляков.»