Новый год калмыцкого народа
Зул — традиционный праздник калмыцкого народа, который даже во времена воинствующего атеизма и в тяжелые годы репрессий был сохранен и тайно праздновался в каждой семье. Праздник Зул наполнен большим религиозным содержанием — это день рождения и ухода в Махапаринирвану Ламы Цонкапы (калм. Зунква-гегян), основателя школы Гелугпа, явившего живое воплощения трех божеств — Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани. В этот день в хурулах проходят большие молебны, последователи Ламы Цонкапы возжигают лампадки, начитывают строки восхваления великому наставнику — «мигзм», совершают обходы священных объектов.
В Калмыкии Зул также отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год.
Учение высокого наставника Ламы Цонкапы обрело большую силу среди монголоязычных народов, его труд «Ламрим» («Большое руководство к этапам Пути к Пробуждению») стал главной книгой для его учеников всех времен. Калмыцкий народ в день Зул с почтением вспоминает биографию и деяния великого Ламы Цонкапы.
Многие годы Чжэ Цонкапа провел в изучении буддийской философии. На своем пути он встречал многих великих учителей и обрел немало друзей. Слушая разъяснения Рендавы, Цонкапа проникся почтением к нему, поскольку тот обладал большими знаниями и нравственными достоинствами и впоследствии стал считать его своим коренным учителем. Рендава тоже был восхищен Цонкапой, и они обменивались знаниями, становясь то учителем, то учеником.
«Мегзм», или «50 строк почитания своего Учителя», Цонкапа посвятил своему наставнику ламе Рендаве. Но высокий лама сказал, что это восхваление должно быть посвящено не ему, а Цонкапе, и поменял свое имя на имя ученика.
«Мегзм» обладает необычной силой и теплотой благословения всех дакинь, — сказал однажды высокий буддийский монах досточтимый геше Дугда, даруя Благословение Цонкапы, — благодаря таким великим практикам, как Рендава и Цонкапа. И те, кто практикует краткую мантру Цонкапы, тем самым практикуют 84 тысячи Учений Будды.
Чжэ Ринпоче, так называли его в Тибете, стал истинным знатоком учения Будды. Он принял полный монашеский обет. У него было много учеников, вместе с ними он странствовал по Тибету, проповедуя Дхарму. В 1394 году он и его восемь учеников ушли в затворничество. Когда ретрит завершился, они посетили храм Зингчи. Там увидели статую Майтреи. Она была в удручающем состоянии, и Чжэ Ринпоче не мог сдержать слез. Чтобы привести статую в надлежащий вид, нужны были немалые средства. Монахи совершили ритуал призывания божеств богатства и вскоре миряне стали снабжать их всем необходимым. Статуя приобрела великолепный вид, и на церемонию освящения Чжэ Ринпоче пригласил Будд и Бодхисаттв. Многие из присутствующих видели их, и это было первым из четырех великих деяний Чжэ Ринпоче.
В одном из монастырей Цонкапа совершил великое подношение большому количеству учеников, монахов и мирян, он даровал Учение Будды, привел к Прибежищу – Будде, Дхарме и Сангхе. Это считают его вторым великим деянием.
В 1409 году Чжэ Цонкапа учредил в Лхасе великий молитвенный праздник – Монлам, который празднуется 15 дней в первый лунный месяц нового года (Цаган Сара). Это третье великое деяний Зонкавы.
Четвертое великое деяние Чжэ Цонкапы – основание нового монастыря, который лама назвал Гандэн – благой. В 1410 году было успешно завершено его строительство. Здесь были сооружены здания для тантрических ритуалов, возвигнуты мандалы, статуи божеств. Говорят, что некоторые из них появились сами собой.
Сохранился рассказ о том, как однажды, одевшись в полную монашескую одежду, лама Цонкапа сел в позу медитации и погрузился в созерцание. Оно длилось 25 дней. А после этого он излучал нестерпимый для глаз ослепительный свет и выглядел юношей. Еще немало чудес потом проявил Чжэ Ринпоче, о которых сохранилось немало легенд.
Когда Цонкапа покинул этот мир, в течение многих дней на чистом небе появлялись разноцветные радуги, не было ни единого движения ветерка, а с неба дождем сыпались сверкающие цветы.
Останки Чжэ Ринпоче были бальзамированы и покрыты золотом. Они были помещены в ступу, в которой находится также рукопись Ламрима — основного его сочинения
Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» проводит большой праздничный молебен: с 9:00 до 11:00 и с 14:00 до 15:30. Прекрасные статуи Ламы Цонкапы и двух его учеников, которые предстанут в центральной части алтаря перед верующими, преподнес калмыцкому народу геше-лхарамба Тензин Дугда, они были заложены необходимыми субстанциями и освещены в хуруле.
В перерыве в 11:00 на площади перед хурулом верующих угостят чаем и борцоками. Желающие могут услышать Учение Его Святейшества Далай-ламы XIV по восемнадцати текстам традиции Ламрим в прямой интернет-трансляции из монастыря Дрепунг Гоманг (Индия) в библиотеке Центрального хурула.
По окончании молебна монахи и верующие совершат возжигание лампадок и обход вокруг хурула, об этом сообщает администрация Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Элиста, Республика Калмыкия